Депутат попросил открыть информацию о ценах производителей лекарств
12 февраля 2020 года состоялось очередное пленарное заседание Мажилиса Парламента РК под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина. В ходе заседания одобрен пакет новых ратификационных законопроектов, принят в работу проект законодательных поправок по вопросам государственных закупок, а также озвучен ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. В частности, депутаты акцентировали внимание и на необходимости совершенствования правил государственного регулирования ценообразования на рынке лекарственных средств и пересмотра условий проекта «С дипломом в село» в пользу молодых специалистов, желающих работать в населенных пунктах вне зависимости от их статуса.
Депутат Мажилиса Парламента РК от фракции партии «Нұр Отан» Клименко И.И. обратился с запросом к министру здравоохранения Республики Казахстан Биртанову Е.А., в котором он попросил принять действенные меры по решению проблемных вопросов, связанных с ценообразованием на рынке лекарственных средств.
В запросе депутата говорится: «В ходе встреч депутатов Мажилиса Парламента РК с населением активно поднимался вопрос не только о ценах на лекарственные средства, но и об отсутствии ряда наименований лекарственных средств в аптеках.
В целях реализации Послания Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий» 28 декабря 2018 года №211, направленный на введение государственного регулирования лекарственных средств (далее – ЛС).
Планировалось, что цены на лекарственные средства будут регулироваться на всех этапах – на уровне производителя, оптовых продаж, розничных продаж, а также закупа в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и системе обязательного социального медицинского страхования.
Однако, в ходе реализации вышеуказанного Закона, сложилась следующая ситуация:
Цена для оптовой и розничной реализации ЛС утверждается на основании зарегистрированной цены (цены производителя с учетом его расходов), путем добавления к ней оптовых и розничных наценок, размеры которых установлены Правилами регулирования цен на лекарственные средства (приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № ҚР ДСМ-42 (далее – Правила).
Размеры оптовых и розничных цен на лекарственные средства являются прозрачными, утверждены Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 июля 2019 года № ҚР ДСМ-104 «Об утверждении предельных цен на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации» (далее – Приказ).
Информация о зарегистрированной цене, то есть фактической цене производителя, по которой ЛС реализуется в Республике Казахстан, нигде не публикуется, поэтому проверить правильность применения оптовой и розничной наценки не представляется возможным. Аргументы о том, что это является коммерческой тайной не состоятельны, поскольку не трудно определить эту цену путем вычета от предельной розничной цены, установленных оптовых и розничных наценок. При этом не требуется декларировать структуру себестоимости – расходы на маркетинг, транспорт и т.д., что может являться конфиденциальной коммерческой информацией.
На основании проведенного анализа, на 20.01.2020 года, на 812 самых востребованных позиций не соблюдаются установленные Правилами наценки, из них на 404 наименования наценка составляет 0%. Аргумент о том, что несоблюдение предельных наценок связано с приведением к среднерыночной стоимости ЛС, не состоятелен, так как утвержденные в Приказе предельные наценки ниже рыночных.
В результате, это делает невозможным реализацию ЛС для субъектов розничного рынка (аптек), что приводит к нарастающему дефициту и отсутствию в аптеках страны наиболее востребованных и недорогих лекарств (таких как – ацикловир, анальгин, ацетилсалициловая кислота, омепразол, эспумизан и другие). Это ставит на грань банкротства и закрытия аптечные учреждения в первую очередь в селах, районных центрах и малых городах.
То есть по факту конечными выгодополучателями от снижения на 1/3 существующих оптовых и розничных наценок стало не население, а производители ЛС – крупные транснациональные фармацевтические компании.
Данная ситуация вынудила субъекты розничного фармбизнеса, отменить добровольные программы лояльности для социально уязвимых слоев населения (пенсионеры, студенты, многодетные, малообеспеченные семьи)».
На основании вышеизложенного, депутат попросил министра здравоохранения РК принять действенные меры, в том числе:
1. Обеспечить доступность информации о ценах производителей лекарственных средств, исходя из принципов гласности и прозрачности.
2. Привести предельные цены для розничной реализации лекарственных средств в соответствие с Правилами регулирования цен на лекарственные средства.
3. Решить вопрос о недопустимости превышения цен на ввозимые в Республику Казахстан лекарственные средства относительно существующих цен на аналогичные ЛС в государствах-членах ЕАЭС.
Источник: Официальный интернет-ресурс Мажилиса Парламента РК.
Изображение предоставлено Areeya на FreeDigitalPhotos.net.