Это значительный шаг в развитии системы здравоохранения Казахстана, способствующий повышению точности, детальности и совместимости медицинских данных. В настоящее время 132 страны мира работают над внедрением МКБ-11, при этом казахский стал 11-м языком, на который МКБ-11 была переведена официально. До этого были выпущены версии на английском, испанском, русском, узбекском и нескольких других языках.
События
Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) впервые представлена на казахском языке

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально представила обновленную версию Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11), включающую казахскоязычную версию. Об этом сообщает МЗ РК.
МКБ-11 представляет собой глобальный стандарт классификации и кодирования болезней и проблем, связанных со здоровьем. Документ содержит примерно 55 000 уникальных кодов травм, болезней и причин смертности. Он позволяет стандартизировать ведение медицинской документации, обеспечивать точный учет заболеваний и упрощает обмен данными на национальном и международном уровнях. «Казахоязычная версия МКБ-11 позволит улучшить процесс ведения статистики и анализа заболеваемости, собирать и учитывать эпидемиологическую информацию, будет способствовать улучшению медико-санитарной помощи первичного звена, позволит качественно регулировать вопросы профилактики и лечения, даст возможность одинаково интерпретировать медицинские данные в стране и за рубежом», - отметила директор департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Гулнар Сарсембаева.
После одобрения МКБ-11 на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2019 года страны-члены ВОЗ начали поэтапный процесс перехода с предыдущей версии (МКБ-10). В Казахстане проект перевода на казахский язык стартовал в 2023 году по инициативе Министерства здравоохранения Республики Казахстан при активном участии Национального научного центра развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой и медицинских университетов. Техническую поддержку в этом процессе оказывали эксперты ВОЗ.
«Включение казахского языка в МКБ-11 – это важный шаг для Казахстана. Он не только облегчит работу медицинских работников, но и повысит качество ведения медицинской документации и статистических данных. Я уверен, что это поможет в анализе состояния здоровья и стратегическом планировании развития системы здравоохранения», – отметил д-р Skender Syla, представитель ВОЗ в Республике Казахстан.
Версия МКБ-11 2024 года содержит расширенные диагностические данные и усовершенствованные цифровые инструменты для поддержки глобальных систем здравоохранения. Версия МКБ-11 2024 года включает более 200 новых кодов аллергенов, что обеспечивает большую диагностическую детализацию и точность. ВОЗ также усовершенствовала таблицы цифрового картирования для облегчения перехода с МКБ-10 на МКБ-11, добавив дополнительные возможности картирования и комплексные перекрестные ссылки. Важным достижением является увязка различных медицинских классификаций и терминологий для повышения глобальной совместимости в здравоохранении. Это включает в себя безубыточное картирование MedDRA, внедрение номенклатуры медицинских устройств и включение терминологии Orphanet. ВОЗ также разрабатывает подходы для технического сотрудничества с с MONDO Disease Ontology для поддержки точной классификации заболеваний, инициирует проектные работы с LOINC (Имена и коды логических идентификаторов наблюдений) для увязки лабораторных и клинических наблюдений с вмешательствами и изучает потенциальные методы и рамки для сотрудничества с другими терминологическими системами для улучшения комплексного управления медицинской информацией.
Дополнительную информацию о МКБ-11 можно найти на официальной странице ВОЗ: who.int.
Инвестиции и инновации - ключевые темы Казахстанского фармацевтического форума

В Алматы состоялся 2-й Казахстанский фармацевтический форум, организованный Global Pharmaceutical Leaders’ Club при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан. На Форуме ключевые участники индустрии, в том числе регуляторы, международные и локальные производители и дистрибьюторы обсудили актуальные тенденции развития фармацевтической отрасли, а также факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность страны.
Ключевыми условиями для развития инвестиционного потенциала участники назвали защиту интеллектуальной собственности и стабильное законодательство, а также ускорение процесса вывода препаратов на рынок.
Одна из важнейших дискуссий состоялась в рамках сессии с участием генеральных директоров инновационных фармацевтических компаний. Топ-менеджеры обсудили, как сотрудничество государства и международных игроков способствует ускорению доступа на рынок Казахстана инновационных лекарственных препаратов и проведения клинических исследований в стране.
В своем выступлении Глава «АстраЗенека» в Казахстане Мария Шипулева отметила, что в последние годы наблюдается усиление сотрудничества между государством и инновационными фармацевтическими компаниями, особенно в сфере контрактного производства жизненно важных препаратов. По ее словам, в рамках заключенного соглашения о контрактном производстве в Казахстане компания планирует поставить первую партию инновационного препарата для терапии сразу трех заболеваний – хронической болезни почек, сердечной недостаточности и сахарного диабета второго типа.
Глава «АстраЗенека» в Казахстане также затронула тему введения НДС на импорт и обращение лекарственных средств в Казахстане. Она отметила, что тема НДС для компании «АстраЗенека» особенно важна. НДС на импорт и обращение лекарственные средств есть во многих странах. Однако он должен быть правильно сформирован. НДС должен быть сквозным, начиная с импорта и до дальнейшей продажи. Важно, чтобы на регуляторном уровне это было проработано, тогда НДС будет реальным и не станет просто квотой за ввоз лекарств на рынок Казахстана. Такая квота будет снижать маржинальность даже дорогостоящих препаратов, и в этом случае компании могут столкнуться с тем, что не смогут ввозить необходимые препараты, так как это не позволит сохранить рабочие места или инвестировать в вывод на рынок новых препаратов.
Мария Шипулева подчеркнула, что «АстраЗенека» активно способствует развитию научного взаимодействия между казахстанским медицинским сообществом и зарубежными специалистами. В 2024 году компания запустила два исследования реальной клинической практики: локальное — направленное на анализ текущих подходов к лечению хронической болезни почек, а также международный регистр iCareMe, целью которого является оценка ведения и качества терапии пациентов с сахарным диабетом 2 типа, гипертонией, сердечной недостаточностью и хронической болезнью почек. В Казахстане в данном исследовании задействованы восемь медицинских центров и 18 исследователей. Кроме того, в этом году «АстраЗенека» запускает в стране клиническое исследование 3-й фазы «ZODIAC», которое позволит оценить безопасность и эффективность комбинации препаратов у пациентов с хронической болезнью почек и высокой протеинурией. Мария Шипулева сообщила, что общий объем инвестиций компании в контрактное производство и исследования составит более 8 млрд тенге.
Повышение инвестиционной привлекательности, внедрение инновационных решений и расширение сотрудничества во имя лучшего доступа к передовым медицинским разработкам остаются приоритетными задачами на ближайшие годы. Форум подчеркнул важность укрепления сотрудничества и диалога между регулятором и фармацевтическими компаниями и заложил основу для будущих успехов и достижений в области здравоохранения.
События
Вячеслав Локшин: регулирование обращения лекарств должно учитывать, прежде всего, интересы пациента

В Алматы проходит Казахстанский фармацевтический форум, организатором которого является Global Pharmaceutical Leaders’ Club. В ходе мероприятия выступил Президент Ассоциации международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан доктор медицинских наук, профессор, Академик НАН РК Вячеслав Локшин.
Он отметил, что сегодня в отрасли «наболело» много вопросов. Одним из них является доступность для населения нашей страны инновационных препаратов и в целом привлекательность казахстанского рынка для их производителей. Свой «жизненный путь» инновации начинают в США и в странах Западной Европы, а казахстанские пациенты получают возможность лечиться новыми современными лекарствами спустя 10, а иногда и 15 лет. Наши пациенты вынуждены ехать в Корею, Германию, Израиль, Турцию, чтобы получить новаторское лечение. Это неправильно и нужно искать пути решения данного вопроса.
Вторая проблема, по словам Вячеслава Нотановича, заключается в ценовом регулировании. Казахстанский фармацевтический рынок уникальный, почти половина его стоимостного объема представлена лекарственными препаратами, которые закупаются в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, и в данном сегменте рынка ценовое регулирование, безусловно, должно работать. Но в розничном сегменте фармацевтические компании должны чувствовать себя более свободно. Также крайне важно обеспечивать стабильность регуляторной среды. Сильное ценовое регулирование и постоянное изменение нормативных документов являются важными факторами, негативно влияющими на привлекательность рынка при принятии решения о регистрации любого препарата, в том числе инновационного.
«В Казахстане есть специалисты высокого уровня квалификации; пациенты, нуждающиеся в лечении; хорошие клиники, которые прошли аккредитацию JCI. Наша страна может применять прорывные препараты. Но, к сожалению, никто в государственных уполномоченных органах в принципе никогда не следил за тем, когда и где появляются терапевтические инновации и никто не был заинтересован в их привлечении в страну. Только сейчас при ННЦ развития здравоохранения им. С. Каирбековой планируют создать такой отдел. Это очень важно, потому что мы должны работать в соответствии с постулатом «лекарства ради пациента», а не «лекарства ради лекарств», - отметил Академик НАН РК Вячеслав Локшин.
Вячеслав Нотанович подчеркнул, что сегодня назрела необходимость разработки для Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий чёткого пути развития, направленного на интересы пациентов, чтобы ускорить выход препаратов на рынок, а также создать среду, благоприятную для лучших производителей, а не для производителей самых дешевых генериков.
«ФАРМА - это индустрия, которая несёт инновации. Посмотрите, с кем сотрудничают наши лучшие центры онкологии, кардиохирургии, нейрохирургии? - Конечно, с производителями медицинского оборудования и лекарственных препаратов. Причина проста – именно они несут новые диагностические и терапевтические технологии, которые меняют подходы в лечении пациентов», - сообщил спикер.
Он также отметил необходимость проведения мониторинга результатов лечения после массовой замены одного препарата на другой, в частности, при закупе инсулинов или лекарств для лечения злокачественных новообразований. Необходимо изучать, как пациенты переносят эти препараты, что наблюдают специалисты, применяют ли они вообще эти лекарства или покупают в аптеке те препараты, которые получали в рамках ГОБМП ранее, а быть может вообще уехали в другую страну, чтобы получить необходимое лечение.
В целом, Вячеслав Локшин отметил, что регулирование сферы обращения лекарственных средств, должно учитывать, прежде всего, интересы пациента.
События
До конца текущего года МЗ РК планирует дерегулировать цены на все лекарства, реализуемые в рознице

В Алматы проходит Казахстанский фармацевтический форум, организатором которого является Global Pharmaceutical Leaders’ Club. В рамках мероприятия и. о. председателя Комитета фармацевтического и медицинского контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан Алмагуль Жумахановна Кенжеханова рассказала о планах МЗ РК по регулированию цен на лекарственные средства.
По ее словам, в 2021 году Главой государства было дано поручение о дерегулировании цен на лекарственные средства. В 2022 году Министерством здравоохранения РК и АЗРК РК была разработана и утверждена Дорожная карта по поэтапному дерегулированию цен на лекарственные средства, согласно которой в I квартале 2023 года были отпущены цены на порядка 302 наименований препаратов.
Во II квартале 2024 года из под ценового регулирования были выведены 952 наименования лекарственных средств, реализуемые в розничном сегменте фармацевтического рынка. В I полугодии 2025 года запланирован отпуск цен на все безрецептурные препараты - это порядка 1900 наименований, и до конца текущего года на все лекарственные средства, в том числе – препараты рецептурного отпуска, реализуемые в рознице. Таким образом, в 2026 году ценовому регулированию будут подлежать только те лекарственные средства, которые закупаются в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
А. Кенжеханова также добавила, что обновленная редакция приказа с установленными предельными ценами на лекарственные средства, реализуемые в опте и рознице, находится уже на подписи и вскоре будет опубликована.
События
Министерство здравоохранения РК работает над совершенствованием регулирования сферы обращения ЛС
11 февраля 2025 года в Алматы начал свою работу Казахстанский фармацевтический форум, организатором которого является Global Pharmaceutical Leaders’ Club.

11 февраля 2025 года в Алматы начал свою работу Казахстанский фармацевтический форум, организатором которого является Global Pharmaceutical Leaders’ Club.
В работе мероприятия принимают участие представители Министерства здравоохранения РК, Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий, ТОО «СК-Фармация», ННЦ развития здравоохранения им. С. Каирбековой, топ-менеджеры компаний-производителей лекарственных препаратов, дистрибьюторов и аптечных сетей. Нужно отметить, что представители регуляторных органов присутствуют на форуме в очень широком составе. Они активно взаимодействуют с участниками отрасли для продуктивного решения важнейших вопросов развития фарминдустрии и совершенствования лекарственного обеспечения населения.
Форум открыл вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Ержан Нурлыбаев. Он отметил, что системное развитие сферы здравоохранения требует внедрения передовых технологий и увеличения объёмов производства лекарственных препаратов. Более того, развитие казахстанской фармацевтической индустрии является одним из важных элементов экономики. По итогам 2024 года объём производства фармацевтической продукции в РК увеличился на 22% и составил более 172 миллиардов тенге. Объем привлеченных инвестиций в фармацевтическую область за последние 7 лет возрос почти в 10 раз. Вместе с тем на сегодня сохраняется зависимость от импорта фармацевтической продукции. Казахстанские производители пока не способны полностью удовлетворить потребность населения и системы здравоохранения. Главой государства поставлена задача по доведению доли лекарств отечественного производства на внутреннем рынке до 50% к концу 2029 года. Целями развития отечественного производства лекарственных средств и повышения их доступности для населения Национальным планом развития Казахстана предусматривается реализация мер по расширению сотрудничества с глобальными фармацевтическими корпорациями, привлечению инвестиций, трансферту технологий и новейших разработок, локализации производства на территории страны.
«Нам важно привлекать инвесторов. Мы планируем расширить объемы, номенклатуру офтейк-контрактов с отечественными производителями посредством заключения соглашения об инвестициях, направленных на углубление локализации до полного цикла и усиление встречных обязательств. Сегодня мы подробно остановимся на всех нюансах заключения соглашений об инвестициях, на всех возможных преференциях рамках заключения этих соглашений. В связи с этим в рамках данной диалоговой площадки мы подробно обсудим принципы формирования перечня амбулаторного лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП в системе ОСМС, а также приоритетные подходы определения ниш для локализации отечественного производства», - сообщил спикер.
Он отметил, что сегодня в адрес регуляторных органов на постоянной основе идёт обоснованная критика в отношении громоздкости действующей системы регулирования сферы обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Это действительно является существенным недостатком и серьезным препятствием для вхождения на рынок. Поэтому в настоящее время при Министерстве здравоохранения РК создан проектный офис, который занимается формированием портфелей наиболее интересных предложений для фармпроизводителей в отношении локализации производства, оптимизацией регуляторной среды, а также разработкой новых механизмов поддержки. Наряду с этим министерством проводится работа по реинжинирингу и оцифровке бизнес-процессов лекарственного обеспечения по сквозному принципу, позволяющему сократить время вывода на рынок лекарственных средств с 5 до 1,5 лет.
Исследование доступности инновационных онкологических препаратов для пациентов Казахстана

22-23 октября 2024 года в г. Астана состоялся IV Международный фармацевтический форум «Global Pharm». В рамках данного форума при поддержке ТОО «Johnson & Johnson Kazakhstan» прошла стратегическая сессия «Инновационная терапия в Казахстане: стратегии доступа в условиях бюджетных ограничений».
Редакция издания «Фармацевтическое обозрение Казахстана» публикует основные тезисы доклада компании на тему «Исследование сроков доступа пациентов к новым противоопухолевым препаратам: казахстанские реалии». Спикером сессии выступил РАВИЛЬ БЛАТОВ, руководитель направления по коммерческой эффективности и доступу на рынок ТОО «Johnson & Johnson Kazakhstan», PhD-доктор по профилю «Фармация».
![]() |
РАВИЛЬ БЛАТОВ, PhD-доктор по профилю «Фармация» |
Доступ пациентов к инновационным лекарственным средствам напрямую влияет на улучшение основных показателей системы здравоохранения (продолжительность жизни, смертность, инвалидизация) и своевременный доступ важен как с социальной, так и экономической точек зрения, позволяя поддерживать качество жизни, оставаться трудоспособным и жить качественно в кругу семьи и близких.
В 2023-2024 году при поддержке ТОО «Johnson & Johnson Kazakhstan» Объединением юридических лиц «Казахстанская ассоциация оценки технологий здравоохранения, доказательной медицины и фармакоэкономических исследований «KazSPOR» (далее — KazSPOR) было проведено первое в Казахстане исследование сроков доступа пациентов к противоопухолевым лекарственным средствам (АТХ кодов L01 – L02) к возмещению в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС) в Республике Казахстан.
Неслучайно были выбраны препараты, применяющиеся в онкологии, так как эти заболевания являются социально-значимыми и определены приоритетным направлением для государства. Подтверждением тому является утверждение Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями в Республике Казахстан на 2023–2027 годы Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 874 (https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000874).
Цель исследования – оценить сроки доступа пациентов к инновационной терапии в казахстанских реалиях, а также проанализировать, как можно улучшить доступность.
Методология исследования включала сравнение доступности онкологических препаратов с момента регистрации в Казахстане, в ряде экономически развитых стран (США, Канада, Франция, Англия) и странах, макроэкономически относительно схожих с Казахстаном (Турция, Польша) и в соседней России. В данном исследовании были проанализированы 346 лекарственных препаратов, зарегистрированных с 1997 по 2023 годы, на предмет включения в льготные списки Казахстана: Казахстанский национальный формуляр (далее – КНФ), приказы по предельным ценам на лекарственные средства в рамках ГОБМП и ОСМС по международным непатентованным наименованиям и торговым названиям, перечень единого дистрибьютора (далее – перечень ЕД) и перечень амбулаторного лекарственного обеспечения (далее – перечень АЛО).
Исследование показало, что регистрация инновационных препаратов идет с большим отставанием от выбранных стран и составляет 6 лет по сравнению с США, более 3,5 лет по сравнению с европейскими странами, более 2-х лет по сравнению с Россией и около года с Турцией. Это означает, что с момента выхода нового препарата в мире он проходит регистрацию в Казахстане позднее, чем в выбранных странах.
Между тем, после регистрации есть определенные процедуры включения в возмещаемые или льготные списки (перечень ЕД, перечень АЛО), где тоже наблюдается отставание в сравнении с референтными странами. Например, в Канаде препараты получают статус возмещения на 4 года 2 месяца раньше, чем в Казахстане; во Франции – на 3 года 10 месяцев; в Англии – на 3 года 9 месяцев, в России – на 2 года 3 месяца, а в Турции и Польше – на 1,5 года раньше, чем в Казахстане.
Если же обратить внимание на показатель доступности онкологических препаратов в Республике Казахстан, то можно заметить, что из 346 проанализированных препаратов только 64% были включены в перечень ЕД при этом средний срок включения составляет 2 года 11 месяцев. Включение в Перечень ЕД означает доступность препаратов для пациентов, находящихся на лечении на стационарном уровне.
При анализе Перечня АЛО, предоставляющий более широкий доступ для пациентов, исследователи учитывали приказы по пересмотру Перечня АЛО разных годов. Интересным наблюдением явилось то, что средний срок включения ЛС в Перечень АЛО в 2005 –2007 годах составил 1 год 4 месяца; в 2009 -2011 – 3 года 2 месяца; в 2017-2021 – 4 года 1 месяц. То есть наблюдается значительное увеличение сроков по включению онкологических препаратов в Перечень АЛО в Казахстане с течением времени, несмотря на то, что онкология и доступность терапии являются приоритетными направлениями Министерства здравоохранения нашей страны. При этом анализ показал, что из 157 МНН в Перечень АЛО включено только 57, что приводит к уровню доступности в 36%.
Также, согласно результатам исследования, ни один из препаратов (АТХ коды L01 – L02), которые были зарегистрированы с 2019 по 2023 гг. в РК, не был включен по сей день в Перечень АЛО. Средний срок невключения составил по ним уже более 3 лет и 3 месяцев, при максимальном сроке более 5 лет и 4 месяца.
Как стало известно в ходе проведения сессии, одним из ориентиров в системе лекарственного обеспечения Казахстана в настоящее время является норвежская модель лекарственного обеспечения.
Вместе с тем, согласно данным EFPIA (Европейская федерация фармацевтической промышленности и ассоциаций), за период с 2019-2022 года в Норвегии зарегистрирован 21 противоопухолевый лекарственный препарат, все они, по состоянию на январь 2024 года, получили доступ к возмещению стоимости со стороны государства и стали доступны для граждан этой страны. Средний срок включения с момента регистрации составил 590 дней (1.62 года). Тогда как в Казахстане с 2019 по 2023 год было зарегистрировано 31 лекарственное средство и ни одно из них не было включено в Перечень АЛО, что говорит о недостаточной доступности онкологической терапии для пациентов по препаратам, которые были зарегистрированы с 2019 года и по прошествии в среднем 1194 дней (3.27 лет) с момента регистрации.
В случае применения передового опыта Норвегии в части сокращения сроков включения новых препаратов в льготные списки в Казахстане это найдет положительный отклик у всех участников и поможет в достижении ключевых показателей системы здравоохранения.
В докладе отмечено несколько причин задержки доступа препаратов. Среди них:
1) недостаточность финансирования;
2) много различных списков и перечней;
3) неполнота регламентов.
Что касается финансирования системы здравоохранения, то доля государственных расходов в 2.8% от ВВП по сравнению с другими странами в несколько раз ниже, чем в странах, которые входят в референтную корзину для ценообразования в Казахстане. Докладчик отметил, что в условиях такого низкого уровня финансирования Министерство здравоохранения Республики Казахстан успешно справляется с задачей по возмещению лекарственных средств с покрытием около 3,5 млн человек по 120 заболеваниям. Вместе с тем, для расширения доступности новых препаратов необходимы дополнительные ресурсы, т.к. текущих уже недостаточно. Как указано в предвыборной программе Президента РК Токаева К.К. «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» глава государства поставил цель по увеличению доли финансирования здравоохранения до 5% от ВВП к 2027 году.
Увеличение финансирование системы здравоохранения и, в частности, на лекарственное обеспечение должно рассматриваться не как расходы, а как инвестиции в здоровье населения.
Последовательный процесс включения в льготные списки не позволяет сократить сроки доступа. Вместе с тем, в рамках процедур по включению в Перечень АЛО не регламентированы:
• сроки пересмотра Перечня АЛО,
• сроки рассмотрения на ФК,
• сроки рассмотрения на Бюджетной комиссии,
• порядок действий в случае невключения препаратов при наличии положительного решения ФК.
Принимая во внимание текущую ситуацию, предложены к рассмотрению следующие мероприятия для сокращения сроков доступа пациентов к терапии:
- Увеличение финансирования, основанное, в том числе, на рекомендациях ВОЗ;
- Объединение процесса включения в КНФ и регистрации цен по ТН и МНН в единый приказ с пересмотром 2 раза в год;
- Параллельное включение лекарственных препаратов в КП, КНФ, регистрация цен;
- Пересмотр клинических протоколов диагностики и лечения с периодичностью 1 раз в год и параллельно с пересмотром остальных списков;
- Создание Единого процесса рассмотрения заявлений для включения в перечень ЕД и перечень АЛО, с пересмотром 1 раз в год и цифровизацией всего процесса;
- Установление сроков рассмотрения заключений на заседаниях ФК (н-р, в течение 20 рабочих дней после получения заключения ННЦРЗ);
- Установление сроков рассмотрения на бюджетной комиссии, в Министерстве финансов РК.
События
Квалификационные требования при лицензировании на занятие фармдеятельностью планируют изменить

Министерством здравоохранения РК разработан проект приказа о внесении изменений в приказ от 22 октября 2020 года № ҚР ДСМ-148/2020 «Об утверждении квалификационных требований для медицинской и фармацевтической деятельности». Проект размещен данного документа на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения.
Проектом предусмотрен запрет на занятие фармацевтической практикой без наличия соответствующего сертификата специалиста (документ установленного образца, подтверждающий квалификацию физического лица и его готовность к профессиональной деятельности в области здравоохранения, включая готовность к клинической или фармацевтической практике, или деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Но главной его изюминкой является требование соответствия стандартам надлежащих фармацевтических практик субъектов в сфере обращения лекарственных средств, осуществляющих их производство, розничную и оптовую реализацию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 233 и пунктом 2 статьи 231 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс) оптовая и розничная реализация лекарственных средств и медицинских изделий, производство лекарственных средств на территории Республики Казахстан осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию в соответствии с Законом «О разрешениях и уведомлениях» (далее - Закон).
В соответствии с подпунктом 7) пункта 3 статьи 29 Закона для получения лицензии и (или) приложения к лицензии заявителем представляются в том числе документы, подтверждающие соответствие заявителя квалификационным требованиям.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 233 и пункту 2 статьи 231 Кодекса субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств, обязаны соблюдать требования надлежащей аптечной практики (GРP), осуществляющие оптовую реализацию лекарственных средств – требования надлежащей дистрибьюторской практики (GDP), при производстве лекарственных средств - требования надлежащей производственной практики (GMP).
Соблюдение вышеуказанных требований надлежащих практик проверяется в рамках проведения фармацевтической инспекции, по итогам которой выдается сертификат (пункты 3 и 5 статьи 244 Кодекса), что является документом, подтверждающим соответствие квалификационным требованиям при лицензировании.
Кроме того, согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 244 Кодекса фармацевтическая инспекция проводится в целях лицензирования.
Следовательно, субъект в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий получает лицензию при наличии сертификата по итогам фармацевтической инспекции, которая подтверждает соблюдение требований надлежащих практик.
Вышеуказанные требования урегулированы Кодексом, проектом приказа данные нормы предусматриваются в целях конкретизации и по рекомендации Всемирной организации здравоохранения по результатам оценки уровня национальной системы регулирования обращения лекарственных средств.
Данные изменения вносятся в целях достижения третьего уровня зрелости Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ) – перехода от развивающейся к стабильной, хорошо функционирующей и интегрированной национальной системе регулирования.
Обсуждение проекта документа продлится до 5 февраля 2025 года.
В фармацевтической и медицинской отраслях Казахстана планируют ввести НДС в 10%
28 января 2025 года состоялось расширенное заседание Правительства РК под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева.

28 января 2025 года состоялось расширенное заседание Правительства РК под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева.
В ходе заседания Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов представил ряд предложений по оздоровлению налогово-бюджетной системы и стимулированию экономического роста. Он отметил, что текущие темпы экономического роста остаются недостаточными. Для развертывания промышленного потенциала страны и увеличения количества перспективных проектов необходимо сформировать значительный инвестиционный капитал. Однако этому препятствует низкий объем «бюджета развития»: в развитых странах он составляет 25% от всех государственных расходов, тогда как в Казахстане — всего лишь 8%. Из почти 26 триллионов тенге республиканского бюджета на развитие выделяется только 2 триллиона, остальное составляют текущие расходы, значительную часть которых занимают социальные выплаты.
В результате ключевые сферы для экономического развития - энергетика, водное хозяйство, газотранспортная система, дороги, инженерные сети и инфраструктура - остаются недофинансированными. Институты развития также не обеспечены достаточной ликвидностью, что затрудняет обеспечение высокой динамики роста ВВП.
Олжас Бектенов подчеркнул необходимость реализации комплекса мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы. По его словам, текущая налоговая система не обеспечивает достаточный объем инвестиций и создает несправедливую нагрузку на предпринимателей, особенно на фонд оплаты труда. Предлагается перераспределить налоги с зарплат на продажи, повысив ставку НДС и снизив социальный налог и обязательные пенсионные выплаты работодателя. Это должно повысить конкурентоспособность отечественных предприятий и создать финансовые резервы. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит увеличить заработную плату работников. Дополнительные налоговые поступления будут направлены на стимулирование экономического роста, развитие инфраструктуры и поддержку перспективных бизнес-проектов в приоритетных отраслях. Средства Национального Фонда будут запрашиваться исключительно для крупных инфраструктурных проектов.
Основные предложения планируемой налоговой реформы представил Заместитель Премьер-Министра Серик Жумангарин. В частности, предложено: повысить ставки НДС с одновременным созданием механизма взаимозачета, что позволит снизить эффективную ставку до 4%; снизить порог для учета НДС до 15 млн тенге с ныне действующими 78 млн тенге; снизить нагрузку на фонд оплаты труда с 40% до 30% за счет отмены социального налога и пенсионных взносов работодателей. Как отметил, Серик Жумангарин, эти меры позволят увеличить количество плательщиков НДС на примерно 300 000, а бюджетные поступления - на 5-7 трлн тенге, что покроет дефицит бюджета и будет способствовать росту бюджета развития с 8% до 20%.
Президент Касым-Жомарт Токаев поддержал предложение правительства по увеличению налога на добавленную стоимость (НДС), отметив важность уменьшения количества трансфертов из Национального фонда, усиления его сберегательной функции. «Накопившиеся средства необходимо направить на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Таким образом мы будем усиливать функцию государства по развитию. Но всё же, я полагаю, что этот момент нам нужно проработать», - сказал Президент Казахстана.
В своем выступлении он подробно остановился на основных задачах и приоритетах Правительства Казахстана и других уполномоченных органов на ближайший период. В сфере здравоохранения он подчеркнул необходимость продолжить реформу системы обязательного социального медицинского страхования.
«Предстоит принять еще ряд законодательных мер. Поэтому Правительству следует оперативно проработать с Парламентом законопроект по совершенствованию системы ОСМС. Документ должен быть принят до конца текущей сессии.
В рамках Нацпроекта «Модернизация сельского здравоохранения» за два года построено 460 объектов первичного звена, еще 195 планируется завершить в этом году. Однако модернизация многопрофильных центральных районных больниц продвигается не так, как хотелось бы.
Половина из 32 больниц, запланированных на текущий год, еще на стадии разработки и экспертизы проектно-сметной документации. Вопрос их оснащения медицинским оборудованием тоже не решен. Правительству и акимам до конца этого года следует обеспечить ввод всех объектов первичного звена, а модернизацию центральных районных больниц завершить до конца 2026 года», - сказал Президент РК.
ВАЖНО!
В ходе брифинга по итогам расширенного заседания Правительства Казахстана, Серик Жумангарин сообщил, что величина НДС будет дифференцированной в зависимости от отрасли и товаров.
«Например, для сельхозтоваропроизводителей предусмотрена ставка в 0%, то есть не поднимаем для них, их нужно поддерживать, так как они являются поставщиками основных продуктов питания. Фармацевтика и медицина – 10%, чтобы завтра негативно не сказалось на здоровье населения, такая дифференциация внутри предусмотрена», – сказал вице-премьер.
События
Алматы қаласындағы халықаралық конференцияның қорытындылары: жасушалық технологиялар және болашақтың емі
2025 жылғы 18 қаңтарда Алматы қаласында «Қазақстан-Қытай академиялық алмасу» атты халықаралық медициналық конференция өтті. Camex Almaty компаниясы және медициналық зерттеулер мен инновациялық технологиялар саласындағы көшбасшы GoBroad Healthcare Group (GHG), «Lamed» Beijing ұйымының қолдауымен өткізген іс-шараға Қазақстан мен Қытайдың жетекші мамандары медицинадағы соңғы жетістіктерді талқылау және халықаралық ынтымақтастықты нығайту мақсатында жиналды.
Конференция дәрігерлер, ғалымдар және зерттеушілер арасында білім алмасу алаңы ретінде ерекше рөл атқарды, сондай-ақ күрделі ауруларды диагностикалау мен емдеудегі инновациялық тәсілдерді енгізуге ықпал етті. Талқыланған негізгі тақырыптар мыналарды қамтыды:
- CAR-T жасушалық технологиялары; CAR-T технологиясының аутоиммундық ауруларды емдеудегі жаңа бағыттары;
- Гемопоэтикалық бағаналы жасушаларды трансплантациялаудағы прогресс;
- Гематология саласындағы соңғы жетістіктер, инновацияларды практикалық қолдану; қатерлі ісіктердің соңғы сатыларын емдеуге арналған TILs жасушалық терапиясы бойынша клиникалық зерттеулер;
- Онкологиялық ауруларды органоидтық чиптер арқылы емдеудің заманауи әдістері.
Іс-шараға Қазақстанның жетекші сарапшылары, соның ішінде Қазақ онкология және радиология ғылыми-зерттеу институты (ҚазОжРҒЗИ), Алматы онкологиялық орталығы және Қазақстан гематолог-дәрігерлер қоғамының өкілдері қатысты. Олар елде диагностикалау мен емдеудің озық әдістерін белсенді түрде енгізуде.
Халықаралық тәжірибе алмасуға және лейкемия, лимфома, көптеген миелома, стандартты терапия әдістеріне төзімді кеш сатыдағы қатты ісіктер сияқты аурулармен күресуге көмектесетін жаңа технологияларды әзірлеуге ерекше назар аударылды.
«Конференция онкология және жасушалық технологиялар саласындағы озық зерттеулерді талқылаудың маңызды алаңы болды. Бұл инновациялар күрделі ауруларды емдеуде жаңа мүмкіндіктер ашады, және Қазақстанның заманауи медицинаны дамытуға белсенді түрде қатысып жатқаны бізді қуантады», – деп бөлісті конференцияның ұйымдастырушысы Ғани Қасабеков.
Конференция медицина саласын дамытуда халықаралық ынтымақтастықтың маңыздылығын растады және Қазақстанның денсаулық сақтау саласына инновацияларды белсенді енгізуге дайын екенін көрсетті.
Итоги международной конференции: клеточные технологии и лечение будущего в Алматы
18 января 2025 года в Алматы состоялась международная медицинская конференция «Казахстанско-китайский академический обмен». Мероприятие, организованное компанией Camex Almaty и лидером в области медицинских исследований и инновационных технологий GoBroad Healthcare Group (GHG), при поддержке «Lamed» Beijing собрало ведущих специалистов из Казахстана и Китая для обсуждения последних достижений в медицине и укрепления международного сотрудничества.
Конференция стала уникальной платформой для обмена знаниями между врачами, учеными и исследователями, а также для внедрения инновационных подходов в диагностике и лечении сложных заболеваний. Среди ключевых тем обсуждения были:
- CAR-T клеточные технологии; Новые сферы применения CAR-T в области лечения аутоиммунных заболеваний;
- Прогресс в трансплантации гемопоэтических стволовых клеток;
- Последние достижения в гематологии, практическое применение инноваций; Клинические исследования лечения поздних стадий солидных опухолей при помощи TILs клеточной терапии;
- Современные методы лечения онкологических заболеваний с использованием органоидных чипов.
Среди участников мероприятия были ведущие казахстанские эксперты из Казахстанского научно-исследовательского института онкологии и радиологии (КазНИИОР), Алматинского онкологического центра и Казахстанского общества врачей-гематологов, которые активно внедряют передовые методы диагностики и лечения в стране.
Особое внимание было уделено международному обмену опытом и разработке новых технологий, которые помогут в борьбе с такими заболеваниями, как лейкемия, лимфома, множественная миелома, солидные опухоли на поздних стадиях с резистентностью к стандартным методам терапии.
«Конференция стала ключевой площадкой для обсуждения передовых исследований в области онкологии и клеточных технологий. Эти инновации открывают новые горизонты в лечении сложных заболеваний, и мы гордимся тем, что Казахстан активно участвует в развитии современной медицины», - делится организатор конференции Гани Касабеков.
Конференция подтвердила актуальность международного сотрудничества для развития медицины и продемонстрировала готовность Казахстана активно внедрять инновации в сфере здравоохранения.