Как изменится система обязательного медицинского страхования в Казахстане?
На портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен проект закона с изменениями и дополнениями в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования.
В рамках реализации поручения Главы государства Министерством здравоохранения разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования», регулирующий следующие нормы.
Первое – это осуществление уплаты взносов на ОСМС за лиц, зарегистрированных в качестве безработных и лиц кризисного, экстренного уровней социального благополучия, за счет средств местных бюджетов.
В настоящее время застрахованы 16,7 млн человек (83 %), из них 11,9 млн человек (58,9%) относятся к льготным категориям населения, за которых взносы на ОСМС уплачиваются государством. Около 3,5 млн (17,5%) человек остаются вне системы ОСМС: 2,5 млн граждан с благополучным и удовлетворительным уровнем жизни; 1 млн – это граждане, относящиеся к кризисным (Д) и экстренным (Е) уровням социального благополучия, которые имеют низкий уровень дохода, не позволяющим удовлетворить базовые потребности семьи.
Для вовлечения этих граждан в систему ОСМС и обеспечения им равного доступа к медицинской помощи наравне с застрахованными, предлагается их взносы оплачивать за счет местных бюджетов по факту их обращения за медицинской помощью.
Кроме того, учитывая прямую ответственность местных исполнительных органов за снижение уровня безработицы и содействие занятости населения, предусматривается возложение ответственности по уплате взносов в систему ОСМС за официально зарегистрированных безработных на местные бюджеты. Это также позволит обеспечить доступ к услугам здравоохранения для граждан, оказавшихся без постоянного места работы и доходов.
Благодаря этим мерам Министерство здравоохранения РК ожидает, что в 2026 году системой ОСМС дополнительно будет охвачен 1 млн человек. Это значит, что свыше 5% граждан нашей страны получат доступ к плановой медицинской помощи, что в итоге повысит общее здоровье и благополучие нации, снизив общую нагрузку на систему здравоохранения.
Второе - предлагаемая норма в рамках проекта Закона касается внедрения Единого пакета медицинской помощи. Цель реструктуризации пакетов заключается в исключении дублирования услуг, создании четкого разграничения пакетов ГОБМП и ОСМС. Кроме того, данные меры позволят обеспечить гарантии доступности базовой помощи населению вне зависимости от статуса застрахованности. С 2026 года планируется сделать бесплатной консультативно-диагностическую помощь при подозрении на весь перечень социально-значимых заболеваний, таким образом, граждане смогут бесплатно пройти диагностику, своевременно выявить заболевания, что позволит улучшить состояние здоровья и в целом качество жизни (на сегодня в рамках ГОБМП диагностика проводится только по туберкулезу и ВИЧ–инфекции, диагностика остальных социально значимых заболеваний - в рамках ОСМС).
Данные изменения позволят улучшить доступность медицинской помощи населению, четко разграничить услуги в пакетах, внести ясность для медработников и населения о гарантиях медпомощи в рамках ГОБМП и ОСМС.
Планируется, что в 2027 году с переносом ПМСП с пакета ГОБМП в пакет ОСМС будет завершена работа по переходу на преимущественно страховую модель финансирования, где соотношение расходов будет 30% на ГОБМП и 70% на ОСМС (в текущем году соотношение расходов составляет на ГОБМП – 57% и ОСМС – 43%). Таким образом, основная часть обязательств будет перенесена в систему страхования в реализацию принципов солидарной ответственности за здоровье.
На сегодня охват среди пациентов с социально значимыми и хроническими заболеваниями составляет порядка 90% и с учетом участия граждан в системе ОСМС ожидается увеличение охвата до 93% в 2026 году.
В рамках совершенствования пакетов, пересматривается базовый пакет гарантий медицинской помощи, который предусматривает необходимые услуги для диагностики и лечения социально значимых заболеваний за счет государственного бюджета вне зависимости от статуса застрахованности.
Существенная разгрузка пакета ГОБМП повлечет дополнительные расходы в пакете ОСМС. В этой связи, для обеспечения финансовой устойчивости системы на первом этапе (с 1 января 2026 года) предлагается повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС (с 10 до 50 МЗП). В результате в систему ОСМС поступит дополнительно порядка 234 млрд. тенге в год и произойдет переход от регрессивного обложения ставками взносами ОСМС на плоскую шкалу обложения.
Решение о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС – необходимый шаг, направленный на обеспечение стабильности и устойчивости системы ОСМС. Эти изменения коснутся не всех, а порядка 9% всех наемных работников и их работодателей.
Этот шаг также важен с точки зрения справедливого распределения финансовой нагрузки. В настоящее время человек с заработной платой 800 тысяч тенге платит взносы в размере 16 тысяч тенге, что почти равняется взносам человека с доходом более 1 миллиона тенге – 17 тысяч тенге. Это несоответствие устраняется новым подходом, который позволит более справедливо распределить нагрузку, особенно для поддержки более уязвимых слоев населения.
Таким образом, предлагаемый проект закона позволит:
- расширить государственные гарантии в части ранней диагностики социально-значимых заболеваний;
- повысить доступность медицинской помощи в системе ОСМС для 1 млн человек;
- обеспечить простоту и понятность пакетов медицинской помощи, повысить финансовую устойчивость системы здравоохранения с одновременным созданием стимулов для полноценного участия граждан в системе ОСМС.
Обсуждение проекта закона продлится до 5 января 2025 года.
Ознакомиться с проектом закона можно по ССЫЛКЕ.