МЗ РК не реализованы функции по созданию Национальной системы учета кадров
Счетный комитет провел очередное заседание, на котором были рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку медицинских кадров, прикладные научные исследования в области здравоохранения и активов организаций медицинского образования, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Казахстан, а также активов РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий», за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Согласно заключению Счетного комитета, несмотря на увеличение продолжительности жизни населения, демографических показателей и развитие медицины в целом, система управления кадровыми ресурсами в области здравоохранения имеет ряд проблем и недостатков.
В программных документах МЗ РК не уделяется должное внимание вопросам кадрового обеспечения системы здравоохранения, отсутствует должная увязка бюджетного финансирования с показателями результатов.
МЗ РК не реализованы возложенные законодательством функции по созданию Национальной системы учета кадровых ресурсов, направленной на персонифицированный учет и непрерывное профессиональное развитие работников здравоохранения.
За последние 5 лет общий дефицит медицинских кадров увеличился в 2 раза и достиг 23,1 тысяч единиц. При этом покрытие дефицита осуществляется путем совмещения должностей медицинскими специалистами, коэффициент которого варьируется от 1,4 до 2 единиц на одну должность, что приводит к высокой нагрузке на работников системы здравоохранения и оказывает негативное влияние на качество оказываемой медицинской помощи.
За период 2020-2021 годы количество жалоб на медицинских работников и организации здравоохранения увеличилось более чем в 2 раза.
Отсутствие разработанных МЗ РК профессиональных стандартов приводит к возможности получения разрешительных документов, дающих право на занятие клинической деятельностью без должной оценки уровня знаний и профессиональной подготовленности специалистов.
Высшими учебными заведениями не на должном уровне реализуется расширение программ академической мобильности с акцентом на интернатуру и резидентуру, внедрение технологий межпрофессионального и мультидисциплинарного подходов в подготовке кадров, ранней клинической профилизации.
Несмотря на требования законодательства, средства республиканского бюджета для размещения государственного заказа направляются учебным организациям, не имеющим аккредитованные клинические базы.
Переход учебных заведений с формата акционерных обществ в формат некоммерческих акционерных обществ (НАО) без должной проработки нормативной базы корпоративного управления не дал должного эффекта.
Источник: Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.