МЗ РК разработана классификация случаев медицинского инцидента
Министерством здравоохранения РК разработан ПРОЕКТ правил определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа. Он опубликован на правовом портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения. Проект правил определяет порядок определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа.
В соответствии с редакцией проекта документа, медицинский инцидент представляет собой событие, связанное с оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами организации оказания медицинской помощи и с использованием технологий, оборудования и инструментов, обусловленное отклонением от нормального функционирования организма, которое может нанести вред жизни и здоровью пациента, а также привести к смерти пациента, за исключением случаев, предусмотренных административным и уголовным законодательством Республики Казахстан.
Анализ медицинского инцидента осуществляется посредством внутреннего аудита медицинской организации, а также местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы, государственными органом, уполномоченным органом в области здравоохранения и направлен на улучшение систем и процессов организации медицинских услуг (помощи).
По результатам разбора и анализа медицинского инцидента вырабатываются меры по устранению и предотвращению повторных аналогичных случаев медицинского инцидента при оказании медицинских услуг (помощи).
Рекомендации по результатам разбора и анализа медицинского инцидента размещаются на официальных сайтах подведомственной уполномоченному органу организации по вопросам развития здравоохранения, а также субъекта здравоохранения, осуществляющего аккредитацию медицинских организаций в целях признания соответствия оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения и учитываются при прохождении медицинской организацией аккредитации.
Событие, свидетельствующее о наличии медицинского инцидента, фиксируется на уровне:
медицинского работника (врача, среднего медицинского персонала);
руководителя структурного подразделения (при наличии);
заместителя руководителя, курирующего вопросы по лечебно-профилактической работы (при наличии);
руководителя медицинской организации.
В форме сведений о медицинском инциденте фиксируются:
1) проблемы - потенциальные неклинические и клинические ошибки, неожиданные клинические исходы.
2) обстоятельства, при которых наступил медицинский инцидент;
3) предложения для недопущения повторных медицинских инцидентов, в том числе по аналогичным обстоятельствам.
Медицинские инциденты классифицируются в зависимости от того, на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены.
Различают следующие виды медицинских инцидентов:
1) диагностические ошибки - ошибки в распознании заболеваний и их осложнений, постановка ошибочного диагноза;
2) лечебно-тактические ошибки - являются следствием диагностических ошибок;
3) технические ошибки - просчеты в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций;
4) организационные ошибки - недостатки в организации медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы медицинской организации;
5) деонтологические ошибки - ошибки в поведении медицинского работника, его общении с пациентом и его родственниками, а также внимательность и добросовестность, готовность консультироваться у более опыт ного врача, чувство ответственности;
6) ошибки при заполнении медицинской документации - неточные записи операций, неправильное ведение дневника послеоперационного периода, неточная выписка при направлении пациента в другую медицинскую организацию.
В зависимости от причины возникновения медицинские инциденты подразделяются на объективные и субъективные причины.
Объективными являются следующие причины:
1) относительность медицинских знаний;
2) вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, обусловленная особенностями его организма;
3) новые, трудно диагностируемые, в том числе сочетанные либо редко встречающиеся на практике заболевания;
4) различия в уровне квалификации, профессиональности врачей, в оснащенности медицинской организации диагностической техникой, обеспеченности лекарственными препаратами;
5) недостаток времени для обследования пациента или пострадавшего от травмы (в ургентных случаях, требую щих немедленного решения и врачебного вмешательства);
6) отсутст вие необходимого диагностического оборудования и аппаратуры;
7) атипичное течение заболевания, наличие у пациента одно временно двух или более заболеваний.
Субъективные являются следующие причины:
1) дефекты сбора анамнеза и объективного обследования пациента, переоценка, либо недооценка, либо не продуманное ис пользование собранных данных при лечении конкретного пациента;
2) недостаточность лабораторного и рентгенологического ис следований, неправильные заключения рентгенологов и недоста точное критическое отношение клиницистов к этим заключениям;
3) излишняя самоуверенность медицинского работника;
4) отказ от консультаций более опыт ного врача.
Сведения о медицинском инциденте предоставляются в Службу поддержки пациента и внутренней экспертизы (структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее деятельность по управлению качеством медицинских услуг), которая направляет информацию руководителю медицинской организации для дальнейшего направления в комиссию при управлении здравоохранения. Комиссия анализирует ее и принимает соответствующее решение.
Публичное обсуждение проекта документа продлится до 23 сентября 2020 года.