Новости Казахстана

В РК планируют увеличить верхний предел базы для исчисления взносов на ОСМС

На портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».

Проект направлен на решение проблемы недофинансирования отрасли здравоохранения. Ведь, несмотря на внедрение системы ОСМС, медицинская помощь остается недоступной для населения. Хроническое недофинансирование отрасли приводит к тому, что застрахованные граждане не получают положенный им объем медицинских услуг.

В пояснительном документе, сопровождающем законопроект, говорится, что тарифы не соответствуют фактическим затратам на оказание медицинской помощи (разница в тарифах на ГОБМП и ОСМС и в частном секторе составляет от 2 до 4 раз). Поясняется, что тарифы не обновлялись с 2012 года, за исключением повышения заработной платы и стоимости лекарственных средств при девальвации национальной валюты. При этом в связи с расходованием средств на текущие неотложные нужды не достигнут рост заработной платы медицинских работников.

По мнению разработчиков данного законопроекта, ставки взносов и отчислений в Казахстане низкие (к примеру, в Российской Федерации -5,1%; Словакии – 14%, Франции – 13,5%, Польше и Молдове- 9%), а охват населения страхованием недостаточен (83,4% населения охвачены, более 3 млн человек все еще находятся вне системы). При таком положении дел они прогнозируют ежегодное превышение расходов над поступлениями Фонда, которое к концу 2030 года достигнет 426,3 млрд тенге.

В документе говорится, что финансовые потери Фонда по взносам государства в период 2023-2026 годы составят 1 452,2 млрд тенге (2023 г. – 226 млрд тенге, 2024 г. – 275,4 млрд тенге, 2025 г. – 410,5 млрд тенге, 2026 г. - 540,3 млрд тенге), что приведет к ухудшению финансовой устойчивости Фонда.

С целью совершенствования финансирования медицинской помощи предлагается повысить верхний предел базы для исчисления взносов и отчислений с 10-кратного до 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, а также для исчисления отчислений с единого платежа в размере не более 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (с 2025 года).

Действующая и предлагаемая редакции статей 27 и 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

1. 

Часть вторая пункта 2-1 статьи 27

Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование

2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование

2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

2. 

Пункт 3

статьи 29

Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов»

3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов»

3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 50-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

То есть, работодатели платят за работников 3% от размера месячной заработной платы. Однако если сейчас облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (850 000 тенге) и максимально возможное отчисление работодателя составляет 25,5 тыс. тенге в месяц, то с изменением верхнего порога оно достигнет 127,5 тыс. тенге. Наемные работники и работники по договору ГПХ отчисляют 2% от своего дохода и у них максимально возможный взнос вырастет с 17 тыс. тенге до 85 тыс. тенге.*

Субъекты малого бизнеса

Издержки работодателей (для бизнеса) по увеличению верхнего предела до 50 МЗП прогнозно в 2025 году составят 24 083 830 тыс. тенге;

За 5 лет – 122 464 787 тыс. тенге

Субъекты среднего бизнеса

Издержки работодателей (для бизнеса) по увеличению верхнего предела до 50 МЗП прогнозно в 2025 году составят 30 590 084 тыс. тенге;

За 5 лет – 155 548 688 тыс. тенге

Субъекты крупного бизнеса

Издержки работодателей (для бизнеса) по увеличению верхнего предела до 50 МЗП прогнозно в 2025 году составят 82 950 991 тыс. тенге;

За 5 лет – 421 800 668 тыс. тенге

В ответ на нововведение авторы законопроекта обещают нам такие блага, как получение застрахованными соответствующего объема медицинских услуг, снижение карманных расходов, что в свою очередь обеспечит повышение доступности медицинской помощи. Кроме того, увеличение предела отразится на качестве трудовых ресурсов за счет улучшения состояния здоровья, качества и доступности медицинской помощи в целом.

Общественное обсуждение проекта закона продлится до 7 февраля 2024 года.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОЕКТОМ ДОКУМЕНТА.

* - расчёты телеграмм-канала «Тенгеномика».