В РК зарегистрировано 485, 6 тыс. пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типов
Как сообщается в ответе на запрос Депутата Мажилиса Парламента РК касательно разработки в стране государственной программы по профилактике и борьбе с сахарным диабетом, по состоянию на 1 января 2024 года зарегистрировано 485, 6 тыс. пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типов.
Ежегодно около 1,6 млн человек проходят скрининговые исследования на раннее выявление сахарного диабета, при этом у 10% выявляются признаки гипергликемии. Пациенты с сахарным диабетом в рамках ГОБМП обеспечиваются 46 лекарственными средствами, из них 20 наименований инсулина, и 14 видов медицинских изделий. Из 20 закупаемых препаратов инсулина 18 являются оригинальными препаратами производства Ново Нордиск (Франция), Элай Лилли (Италия), Санофи (Германия).
Сахарный диабет входит в топ 10 высокозатратных расходов, доля от общего объема финансирования составляет 21% (45,34 млрд тенге).
В 2022 году пациенты с сахарным диабетом обеспечены лекарственными средствами и медицинскими изделиями на сумму 38 млрд тенге, в 2023 году на сумму 45 млрд тенге, в 2024 году предусмотрено 56,3 млрд тенге, а на 2025 год прогнозная потребность составила 70 млрд тенге.
Таким образом план закупа лекарственных средств для больных с сахарным диабетом ежегодно увеличивается в среднем на 24%.
В Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года (утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 945) предусмотрены системные меры по профилактике и снижению сахарного диабета, в том числе анализ и принятие мер по снижению распространенности факторов риска, внедрение современных методик скрининга, диагностики и лечения для повышения качества специализированной диабетологической помощи.
Также реализуется Дорожная карта по совершенствованию медицинской помощи больным с сахарным диабетом в Республике Казахстан на 2023-2025 годы (утверждена приказом МЗ №192 от 31 марта 2023 года), в которой предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, организации качественной медицинской помощи путем внедрения индикаторов конечных результатов (своевременность диагностики, уровень госпитализации с осложнениями и результатов их лечения), профилактике сахарного диабета, борьбе с избыточным весом и ожирением.
Вопрос введения акциза на сахаросодержащие напитки обсуждался в рамках межведомственной рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, где комплексно рассматривались вопросы налогообложения.
Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков, НПП РК «Атамекен» выразили несогласие по вопросу введения акциза на сахаросодержащие напитки, аргументируя экономическими последствиями (увеличение безработных, снижение налоговых поступлений и снижение производства напитков и др).