ВОЗ обновила список лекарственно-устойчивых бактерий, представляющих угрозу
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала обновленный Список приоритетных бактериальных патогенов (BPPL) 2024 года. Об этом сообщается на официальном ресурсе организации.
Спичок включает 15 семейств антибиотикорезистентных бактерий, выделенных в группы критического, высокого и среднего уровней приоритетности. В Списке содержатся рекомендации по разработке новых и необходимых методов лечения, призванных остановить распространение устойчивости к противомикробным препаратам (УПП).
Отличие Списков приоритетных бактериальных патогенов 2017 и 2024 годов
Из Списка приоритетных бактериальных патогенов 2024 года были исключены пять комбинаций «патоген – антибиотик», которые содержались в Списке приоритетных бактериальных патогенов 2017 года, и добавлены четыре новые комбинации. Отдельным пунктом в составе группы высокого уровня приоритетности в список включены устойчивые к цефалоспоринам третьего поколения бактерии порядка Enterobacterales, что подчеркивает их бремя и необходимость целенаправленных вмешательств, особенно в странах с низким или средним уровнем дохода.
Из группы критического уровня приоритетности инфекции, вызванные карбапенем-резистентной Pseudomonas aeruginosa (CRPA), перенесены в группу высокого уровня приоритетности, что обусловлено снижением резистентности в глобальном масштабе. Несмотря на это изменение, тяжесть бремени данной инфекции в ряде регионов объясняет сохраняющуюся важность инвестиций в НИОКР и другие стратегии профилактики и контроля CRPA.
Итак, ВОЗ включила в Список приоритетных бактериальных патогенов 2024 года следующие бактерии:
Критический уровень приоритетности (представляют серьезную глобальную угрозу в связи с создаваемым ими тяжелым бременем, способностью противостоять лечению и передавать устойчивость другим бактериям. У грамотрицательных бактерий имеется естественная способность находить новые способы противостоять лечению, и они могут передавать другим бактериям генетический материал, который позволяет приобрести устойчивость к лекарствам):
Acinetobacter baumannii, устойчивые к карбапенемам;
Enterobacterales, устойчивые к цефалоспоринам третьего поколения; и
Enterobacterales, устойчивые к карбапенемам;
Mycobacterium tuberculosis, устойчивые к рифампицину (включены после независимого анализа c параллельными индивидуально подобранными критериями и последующего применения адаптированной схемы многокритериального анализа принятия решений).
Высокий уровень приоритетности (создают крайне тяжелое бремя в странах с низким или средним уровнем дохода, которые вызывают серьезные проблемы в учреждениях здравоохранения):
Salmonella Typhi, устойчивые к фторхинолонам
Shigella spp., устойчивые к фторхинолонам
Enterococcus faecium, устойчивые к ванкомицину
Pseudomonas aeruginosa, устойчивая к карбапенемам
Небрюшнотифозные сальмонеллы, устойчивые к фторхинолонам
Neisseria gonorrhoeae, устойчивые к цефалоспоринам третьего поколения и/или фторхинолонам
Staphylococcus aureus, устойчивый к метициллину
Средний уровень приоритетности (требуют повышенного внимания, особенно в уязвимых группах населения, включая детей и пожилых людей, особенно в условиях ограниченной оснащенности ресурсами):
Стрептококки группы А, устойчивые к макролидам
Streptococcus pneumoniae, устойчивые к макролидам
Haemophilus influenzae, устойчивые к ампициллину
Стрептококки группы В, устойчивые к пенициллину
В пресс-релизе ВОЗ подчеркивается, что внесенные изменения отражают динамичную природу УПП, требующую принятия специальных мер.
Напомним, УПП возникает в том случае, если бактерии, вирусы, грибы и паразиты утрачивают реактивность на лекарства, что усугубляет течение соответствующих заболеваний и увеличивает риск распространения болезней, возникновения расстройств здоровья и летальных исходов. УПП во многом обусловлена неправильным и избыточным использованием противомикробных препаратов.