FDA позволило применять гидроксихлорохина и хлорохина при COVID-19
Несмотря на ограниченные доказательства эффективности в профилактике и лечении COVID-19, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) предоставило экстренное разрешение на поставку миллионов доз гидроксихлорохина и хлорохина в больницы США.
В поддержку эффективности этого противомалярийного препарата при COVID-19 приводятся данные исследования, проведенного во Франции. В нем участвовало 20 пациентов с COVID-19, часть из которых в дополнение к гидроксихлорохину получала антибиотик азитромицин. Согласно его результатам, шесть пациентов, получавших комбинацию, и семь из 14 пациентов, получавших только гидроксихлорохин, выздоровели. Как поясняют авторы исследования, несмотря на небольшой размер выборки, лечение гидроксихлорохином в значительной степени уменьшало или устраняло вирусную нагрузку у пациентов с COVID-19, и его эффект усиливался азитромицином.
Напомним, что хлорохин представляет собой производное 4-аминохинолина. Молекула была синтезирована в Германии компанией Bayer в 1934 году и применялась примерно 70 лет в качестве эффективного заменителя природного хинина (соединение, найденное в коре хинных деревьев, родом из Перу). В течение десятилетий хлорохин был передовым препаратом для лечения и профилактики малярии и является одним из самых назначаемых лекарств в мире. К этой же группе относится гидроксихлорохин. Он отличается от хлорохина наличием в молекуле гидроксильной группы. Гидроксихлорохин также активен, как и хлорохин, против возбудителя малярии Plasmodium falciparum, но менее токсичен, а, следовательно, может использоваться в более высоких дозах и в течение более длительного периода.
Хлорохин обладает широким спектром действия против целого ряда бактериальных, грибковых и вирусных инфекций. Он активен в отношении многих РНК- и ДНК-вирусов (имеются данные об его активности in vitro против таких РНК-вирусов, как вирусы бешенства, гепатита А, и C, гриппа A, B, и A H5N1, вирусов Чикунгунья, Денге, Зика, Ласса, Конго-Крымской геморрагической лихорадки, Эбола и других, а также против таких ДНК-вирусов, как вирус гепатита В и вирус простого герпеса).
Хлорхинин также показал свою эффективность против вирусов SARS-CoV-1 и MERS-CoV. В настоящее время, основываясь на ограниченных клинических данных in vitro, хлорохин фосфат и гидроксихлорохин сульфат уже рекомендованы в нескольких странах для лечения госпитализированных пациентов с COVID-19.
Тем не менее использование гидроксихлорохина и хлорохина является спорным из-за потенциально серьезных побочных эффектов. Поэтому, FDA рекомендует использовать эти противомалярийные препараты только для кратковременного лечения COVID-19. При этом клиницистам будут предоставлены информационные бюллетени о всех известных рисках и взаимодействиях гидроксихлорохина и хлорохина с лекарственными средствами.
Следует отметить, что в настоящее время в Медицинской школе Университета Вашингтона и Медицинской школе Гроссмана при Нью-Йоркском университете инициировано двухмесячное клиническое испытание с планируемым участием более 2000 пациентов. Будем надеяться, что оно прольет свет на вопросы эффективности профилактического и лечебного действия гидроксихлорохина и хлорохина при COVID-19. Его результаты станут известны уже этим летом.
На данный момент фармацевтические гиганты Novartis и Bayer уже осуществляют поставки миллионов доз гидроксихлорохина или хлорохина в Национальный стратегический запас США.
Источники: sciencedirect.com, consumer.healthday.com.