В Узбекистане при покупке лекарств по завышенным ценам потребителям возвращают сумму переплаты
С января текущего года Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан выявил свыше 107 тысяч эпизодов получения неправомерной прибыли аптечными учреждениями. Об этом сообщила пресс-служба надзорного органа.
При изучении сообщений, поступивших через единую информационную систему Fair Tech («Справедливые технологии»), было установлено, что в общей сложности 878 фармацевтических организаций, включая как оптовые (295), так и розничные (583) точки продаж, завышали цены на лекарства. Общая сумма переплат достигла более 7 млрд сумов (~55 млн рублей). По 107 773 случаям за истекший период текущего года приняты меры по возврату потребителям в установленном порядке.
В частности, 405 аптек (162 оптовых и 243 розничных) в результате повышения установленных цен на лекарственные средства в 58 318 случаях необоснованно получили денежные суммы на общую сумму около 2 млрд сумов. Кроме того, непосредственно от граждан поступило более 800 обращений по поводу повышения цен на лекарственные средства, по итогам их рассмотрения потребителям возвращены денежные средства на сумму около 100 млн сумов.
Ранее ведомство обратило внимание на нарушения при реализации биологически активных добавок. «В социальных сетях и через группы и каналы в мессенджере Telegram активно распространяется реклама биологически активных добавок (БАД), мазей, бальзамов, настоек и воды как наиболее эффективных и оптимальных средств для лечения и профилактики сложных заболеваний, трудно поддающихся традиционному лечению.
При этом реклама таких продуктов размещается с использованием вводящих в заблуждение, ложных или преувеличенных фраз, таких как «панацея от всех болезней» или «чудодейственное средство». Нередко в рекламе используются рекомендации известных личностей или общественных деятелей, а также их заявления о личном опыте использования данных продуктов. Это приводит к отказу потребителей от традиционных методов лечения и широкому распространению методов самолечения, что в ряде случаев вызывает трагические последствия.
Особенно часто в данных рекламных роликах происходит акцент на религиозно-духовные чувства граждан: применяются фотографии религиозных блогеров, их видео и аудио с рекомендациями и указаниями к применению продуктов. Это искусственно повышает доверие потребителей к данным продуктам и приводит к формированию ошибочных выводов.
Печально, что прямое участие религиозных блогеров в рекламе таких продуктов вводит потребителей в заблуждение, формируя у них ложное мнение о лечебных свойствах и качестве этих продуктов, что стимулирует их потребление.
В свою очередь, в Комитет поступает множество обращений от граждан, которые, доверившись рекламе, приобрели такие продукты, но после их использования столкнулись с ухудшением состояния здоровья. В частности, за текущий год по вопросам БАД было рассмотрено около 1000 обращений, и потребителям было возмещено 118 миллионов сумов материального ущерба». - говорится в собщении ведомства.
На предыдущей неделе в республике была приостановлена аккредитация органа (Agro Kimyo Standart), занимавшегося сертификацией БАДов, из-за выпуска под их видом незарегистрированных лекарств.