Фармацевты в условиях нового уголовного законодательства
С начала прошлого года вступило в силу большое количество законодательных актов, которые регулируют вопросы ответственности и расследований. Это: Уголовный кодекс РК, Уголовно-процессуальный кодекс РК, Уголовно-исполнительный кодекс РК и Административный кодекс РК. В частности, в Уголовном кодексе РК появилась новая глава, где раскрываются вопросы медицинских правонарушений. В нем впервые появилась глава о медицинских уголовных правонарушениях, некоторые статьи которой напрямую касаются фармацевтической деятельности. О том, какие действия фармацевтических работников теперь стали уголовно наказуемыми, мы попросили рассказать адвоката Болата КУНАКБАЕВА.
- Болат, скажите, как теперь будет наказываться деятельность по производству и распространению фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС)?
- Фальсификация лекарственных средств - проблема, актуальная во всем мире. Ее истинные масштабы неизвестны, так как судить об объеме продаж фальсифицированной продукции можно только на основании выявленных случаев ее реализации. Поэтому введение уголовной ответственности за производство, изготовление или хранение в целях сбыта, а равно применение или сбыт ФЛС, изделий медицинского назначения или медицинской техники можно считать очень важным изменением в Уголовном кодексе. Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей - лишение свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.Раннее за это нарушение была предусмотрена лишь административная ответственность - на нарушителя налагался штраф, что никоим образом не способствовало решению проблемы, так как его размер ничтожно мал и не идет в сравнение с той прибылью, которую получают производители и участники цепочки распространения ФЛС. Правда, в случаях с тяжелыми последствиями для здоровья людей или их смерти, до введения нового кодекса фальсификатора все же можно было привлечь к уголовной ответственности, но по другим статьям, классифицируя данные действия как мошенничество и другие.
- Но и сегодня данная статья применима только в том случае, если в результате применения ФЛС нанесен ощутимый вред человеку, и прослеживается очевидная причинно-следственная связь между приемом препарата и осложнениями?
- Да, в случае, если фальсификат на рынке выявлен, но фактов причинения тяжкого последствия не зафиксировано либо его невозможно доказать по каким-либо причинам, субъект, задействованный в цепочке реализации ФЛС, понесет только административную ответственность.
- Как быть в случае непреднамеренной реализации ФЛС? Можно ли доказать такой факт и может ли аптека избежать ответственности, если докажет, что не знала о том, что реализуемый ею лекарственный препарат является фальсификатом? Ведь аптеки могут не знать, что они реализуют ФЛС. Известно, что производитель ФЛС не тратится на действующее лекарственное вещество (которое составляет основную стоимость препарата), а основные вложения он делает в упаковку, которую старается сделать идеальной, максимально схожей с копируемым препаратом. Отличить оригинал от подделки порой не могут даже эксперты.
- Каждый случай уникален, готовых алгоритмов «как будет, если…» не существует. Но факт непричастности сотрудника аптеки все же доказать можно, если он:
- представит все сопроводительные документы, по которым он принимал товар;
- будет подтверждено, что внешне упаковка соответствует требованиям;
- докажет, что товар он получил от лицензированного дистрибьютора. Но все же с целью предупреждения поступления на рынок ФЛС все участники торгово-проводящей цепи должны неукоснительно следовать правилам оптовой и розничной реализации лекарственных средств. Все фармацевты их прекрасно знают - следует закупать продукцию только у дистрибьюторов или производителей и не приобретать ее у случайных поставщиков, не имеющих лицензию на данный вид деятельности. При приемке нужно тщательно проверять товар и сопровождающие его документы.
Нужно отметить, что государство, учитывая потенциальный вред здоровью населения, уделяет пристальное внимание решению этой проблемы. Например, в рамках Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы были закуплены передвижные экспресс-лаборатории для выявления на рынке республики ФЛС. Сегодня формируется библиотека спектров для возможности сравнения лекарственных средств, зарегистрированных в Республике Казахстан.
В настоящее время Казахстан ведет активную работу по присоединению к Конвенции Медикрайм по противодействию распространению фальсифицированных лекарственных средств Совета Европы и Европейского парламента. К тому же в рамках ЕАЭС планируется создать не только единый реестр зарегистрированных, но и фальсифицированных лекарственных средств, откуда участники общего рынка смогут получать информацию о ФЛС.
- Какие еще изменения в Уголовном кодексе касаются фармацевтов?
- Также в новом Уголовном кодексе РК ужесточена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей медицинскими и фармацевтическими работниками. Ранее максимальное наказание за это деяние, в том случае, если здоровью пациента был нанесен тяжкий вред здоровью, достигало 2 лет ограничения свободы, сейчас наказание изменено на лишение свободы на срок до 3 лет.
- Скажите, попадает ли под эту статью отпуск рецептурных препаратов без рецепта врача?
- Да, это прямое нарушение правил розничной реализации лекарственных средств. Ответственность возникнет, если будут иметь место:
- нарушение установленного порядка осуществления профессиональной деятельности, т.е. в нарушении статьи 69 части 5 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» отпуск рецептурных лекарств без рецепта;
- причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, смерть лиц/а в связи с употреблением рецептурных лекарств, которые были приобретены без рецепта;
- наличие связи между незаконными действиями работника и причинением вреда или смертью.
- Но как доказать, что лекарство было отпущено без рецепта? Можно ли построить дело на том, чего в принципе не было?
- Повторюсь, готового алгоритма не существует, и приводить один или десять примеров «как будет, если…» не имеет смысла. Тем не менее, доказать факт нарушения требований и правил можно.
Большой проблемой в области расследования медицинских уголовных правонарушений является то, что следственный орган не владеет методикой расследования таких дел - очень мало следователей, компетентных в данной области. К тому же, население юридически неграмотно в этих вопросах.
- Не является ли эта мера несколько преждевременной с учетом низкой доступности врачей. Ведь, чтобы получить рецепт на препарат нужно отстоять очередь в поликлинике или посетить частного врача и заплатить за это деньги? К тому же сами врачи сегодня редко выписывают рецепты на бланках установленного образца. И в этом случае фармацевту, порой, ничего не остается делать, как отпустить пациенту лекарства. Как объяснить, к примеру, больному пожилому человеку, что нужно вновь идти к врачу за рецептом? Что хуже - отпуск лекарства без рецепта или неоказание помощи больному - деяние, за которое, в соответствии с новым Уголовным кодексом РК, тоже предусмотрена ответственность?
- Согласно данным ВОЗ, неправильный и неконтролируемый прием лекарств входит в число 10 ведущих причин смерти. Безопасных лекарств не существует, все они обладают теми или иными побочными эффектами, а неограниченный доступ приводит к чрезмерному использованию, ненадлежащему самолечению и несоблюдению дозировок. Это в свою очередь может стать причиной развития резистентности к антибиотикам, побочных реакций, нерационального расходования личных средств населения и подрыва доверия пациентов медицине.
Еще раз повторюсь, что нужно следовать правилам и в случае сомнений - лучше отправить больного к врачу.
- Незаконная реализация лекарственных средств, которые содержат наркотические и психотропные вещества, является уголовно наказуемым деянием. Кто в данном случае будет нести ответственность - руководитель или первостольник?
- Лицо, которое осуществляет реализацию таких лекарственных средств будет нести уголовную ответственность. Доказать причастность руководителя аптеки к незаконной реализации наркотических и психотропных лекарственных средств практически невозможно. Поэтому ответственность будет нести тот, кто продавал такие препараты без рецепта установленного образца. Конечно, могут иметь случаи, когда первостольники под давлением руководства совершают такие действия. Им не хочется терять работу, лишаться премии и т.д. Но нужно помнить, что с учетом сегодняшних реалий это может быть чревато серьезными последствиями. Единственный совет - соблюдать все требования и правила розничной реализации фармпродукции, заложенные в законодательстве.
Интервью вела Ольга Баимбетова