Марко Бонифачо, кандидат наук по химической и фармацевтической технологии, директор по развитию, CTP Tecnologiedi Processo SpA
Управление рисками не освобождает от обязанности соблюдать соответствующие нормы. Это не «справочник» по управлению рисками или специальная рекомендация для вашей программы управления рисками; не исчерпывающий перечень методов и инструментов, не необходимость мириться с недостатком времени, денег или человеческих ресурсов, оправдывающая выполнение неправильных действий; не инструмент сокрытия рисков и написания полуправды (напр., в отчёте об исследовании).
Управление рисками ПОДРАЗУМЕВАЕТ знание бизнес-процессов, производственных процессов и понимание того, что действительно важно. Управление рисками поможет не тратить время на деятельность, процесс, событие или систему с незначительным риском, сосредотачивая деньги, время, энергию и человеческие ресурсы на вещах, которые действительно важны. Управление рисками позволяет сосредоточить усилия, которые обеспечивают гарантии качества клиентам.
Этот доклад объясняет, что Вы можете получить от реального применения модели управления рисками и чего Вы не можете делать с ней, обсуждает понимание концепции управления риском потребителя для предоставления информации с учетом ICH Q9. Доклад включает историю, принципы, методики, «не исчерпывающие» примеры инструментов для управления рисками, юридический статус регулирующих органов и некоторые заключительные замечания.
Новая парадигма качества
Новое видение фармацевтического качества требует риск-ориентированного и научно обоснованного подхода в адекватно применяемой системе качества: «…разработать гармонизированную фармацевтическую систему качества, применяемую на протяжении жизненного цикла продукции, делая акцент на интегрированном подходе к управлению рисками потребителя и научным знаниям». Новая парадигма подчёркивает эту концепцию: качество должно, главным образом, закладываться, и оно не только улучшится от дополнительных испытаний и проверок.
Управление рисками потребителя является ключевым фактором содействия на протяжении всего жизненного цикла продукции, с традиционными взаимосвязями между руководящими указаниями Q8, Q9 и Q10. Фактически, они взаимосвязаны для обеспечения систематического, современного риск-ориентированного и научно обоснованного подхода к разработке и производству лекарственных средств.
Как эти руководящие указания совместно работают на протяжении жизненного цикла продукции?
Документ ICH Q8 «Фармацевтическая разработка» описывает научно обоснованные и риск-ориентированные подходы для разработки лекарственного препарата и его производственного процесса. Представленные концепции: технологическое пространство (проектное поле) и гибкие подходы к регулированию (регистрации, инспектированию). Проектирование качества (QbD) дает более надежные гарантии качества и дополнительные возможности для гибкости и эффективности производства.
Документ ICH Q9 «Управление рисками для качества» описывает систематические процессы для оценки и согласования риска для потребителя, информировании о его природе и последующем пересмотре значимых рисков.
Использование процесса управления рисками, методик и инструментов является полезным вне зависимости от используемых подходов к разработке или производству. Оценка риска для качества должна основываться на научном знании и быть связанной с защитой пациента.
И наконец, документ ICH Q10 «Фармацевтическая система качества» описывает ключевые системы, которые способствуют установке и поддержанию состояния контроля для производственных показателей и показателей качества продукции.
Фармацевтические системы качества применимы к активным субстанциям и лекарственным препаратам на протяжении всего жизненного цикла и предоставляют инструменты для постоянного усовершенствования.
Комплексное применение триады руководящих указаний крайне необходимо для достижения парадигмы качества Международной конференции по гармонизации (ICH).
Надлежащие научные разработки, учитывающие QbD (Q8) в сочетании с управлением рисками (Q9) и, приемлемая фармацевтическая система качества (Q10), не только улучшит качество лекарств и эффективность фармацевтического производства, но и предоставит возможности для более гибких подходов к регулированию (в пределах и за пределами регионов ICH). Степень усилий, уровень официальности и документирования по процессу управления рисками должен быть пропорционален уровню риска.
Лица, проводящие оценку, также как и инспектора, должны воплощать методологию управления рисками во время процессов регулирования. В то же время, традиционные подходы к разработке, как изложено в ICH Q8, в части І, на текущий момент являются вполне приемлемыми.
Методика и инструменты
Выбор конкретного инструмента управления рисками полностью зависит от конкретных фактов и обстоятельств. В содержание этой презентации входит не подробное обсуждение каждого отдельного инструмента, а алгоритм выбора - «правильный инструмент для работы».
Метод оценки риска: высокий уровень (идеи, концепции); средний уровень (количественный, качественный); низкий уровень (реальные числа и реальное время).
Инструменты управления рисками: блок-схемы, контрольные листы, картирование производственного процесса, ранжирование и фильтрация рисков, предварительный анализ факторов опасности (PreliminaryHazardAnalysis (PHA)), диаграммы причинно-следственных связей (Исикава / «рыбья кость»), анализ характеристик и последствий дефектов (FailureModeEffectsAnalysis (FMEA)), анализ характера, последствий и критичности дефектов (FailureModeEffects & CriticalityAnalysis (FMCEA)), анализ дерева ошибок (Faulttreeanalysis (FTA)), анализ опасности и критические контрольные точки (HazardAnalysisofCriticalControlPoints (HACCP)), анализ функциональных опасностей (HazardOperabilityAnalysis (HAZOP)).
Юридический статус ICH Q9
Позиция Европейской агентства по надзору в сфере лекарственных средств (EMA) (документ-концепция): «Следует помнить, что эти руководящие указания не вводят новых требований или ожиданий, и должно рассматриваться в качестве методического, который можно использовать вместе с действующими руководящими указаниями, связанными с качеством, когда целесообразен риск-ориентированный подход. Поэтому, так же, как и дополняющие руководящие указания Надлежащей производственной практики (GMP), этот документ следует рассматривать как такой, который также дополняет и поддерживает существующие и будущие руководящие указания, публикуемые Комитетом по лекарственным препаратам для человека и Комитетом по ветеринарным лекарственным препаратам, касающиеся качества лекарственных средств».
Европейский Союз / EMA: Нормативно-правовая база обращения лекарственных средств в рамках законодательства Европейского Союза, том 4 – Лекарственные средства для человека и ветеринарного применения: Надлежащая производственная практика; EU-GMP, том 4, Приложение 20.
Соединённые Штаты / Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA): Руководство для отрасли (июнь 2006 г.). По закону, методические документы не подлежат принудительному или обязательному исполнению; FDA будет также использовать этот документ для внутренних целей таким же образом.
Япония / Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: Руководство по Надлежащей практике производства продукции.
Вопрос и… ответ (по возможности)
От великих идей к практике: как? И промышленность, и регулирующие органы хотят это знать. Какие риски являются первоочередными? Какие инструменты самые лучшие? Как я могу отличить «хорошее» управление рисками от «плохого»? Требуются ли нам отделы/структурные подразделения специалистов по управлению рисками? Используя те же самые руководящие указания, начинайте/продолжайте применять управление рисками на всех блок-постах нашей отрасли (разработка, производство и дистрибуция). Обзор практического опыта «CTP System» и выбор часто задаваемых вопросов (FAQ) на веб-сайте EMA (Европейского агентства по надзору в сфере лекарственных средств).
Замечания
Управление рисками как дисциплина обеспечивает многочисленные выгоды. Во-первых, она позволяет установить определённую программу для того, что мы уже ежедневно выполняем на наших рабочих местах. Позволяет проследить решения и сделать их последовательными, при упреждающем контроле рисков и нестабильности, в соответствии с внешними и внутренними требованиями; способствует и помогает коммуникации и прозрачности; распознаёт риски на желаемом уровне (нулевой риск невозможен) и принимает остаточные риски; одно и то же руководящее указание применяет QRM к промышленности и к органам здравоохранения.