Основы антикоррупционной культуры

Основы антикоррупционной культуры

Слово «коррупция» (от лат. «corumper») имеет множество значений: порча, упадок, подкуп, обольщение, совращение, притон, превратность, расстраивать дела, подвергать разрушению, искажать, фальсифицировать, осквернять, позорить достоинство; приставка «co», употребляемая вместе с многозначным глаголом «rumpere» (разрушать, ломать, преступать закон, расторгать договор), указывает, что коррупция – это действие с участием нескольких субъектов.

Наряду с общеизвестными трактовками понятия коррупции, существует мнение, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать). Поэтому суть коррупции не в подкупе должностных лиц, не в их обогащении, а в нарушении единства (разложении, распаде) социальной системы, в том числе системы государственной власти, предательстве законных интересов государства, сограждан посредством корыстного использования своего положения в обществе в личных целях.

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют моральное (нравственное), политическое, правовое, эстетическое, религиозное сознание.

В Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции» конфликт интересов определяется как «противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий.

Антикоррупционная культура – это способность человека сознательно и нравственно противостоять коррупции. Важно то, что содержанием такого человека является и правовая культура. Антикоррупционная культура – взгляд на мир человеческих отношений сквозь призму нравственного и безнравственного (должного и недолжного, добра и зла, полезного и вредного), правового и неправового, умного и глупого, прекрасного и безобразного, выражает способность человека противостоять коррупции на основе высокой моральной, правовой, политической и других культур. В Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции» определено понятие «формирование антикоррупционной культуры», под которым понимается «деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции». А также понятия, отражающие комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, посредством которых осуществляется формирование антикоррупционной культуры.

«Антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мер, предусмотренных законодательством Казахстана».

Формирование антикоррупционной культуры личности предполагает:

– общее представление о сущности коррупции, ее содержании, цели, субъектах, формах и видах, сферах реализации, особенностях проявления в различных сферах жизни общества;

– воспитание морально-нравственной, этической культуры;

– стимулирование мотивации членов общества к антикоррупционному поведению;

– формирование нетерпимости ко всем проявлениям конфликта интересов.

В связи с этим необходимо:

– формирование осознанного отношения к коррупции, морального «иммунитета» к коррупционным правонарушениям и на этой основе развитие компетенций по преодолению коррупции;

– формирование модели поведения граждан Казахстана, при которой само слово «коррупция» должно вызывать отторжение, нравственный отпор, нетерпимость;

– преодоление правового нигилизма (от лат. nihil – ничто), заключающегося в отрицании правовых ценностей, неуважении к закону и порядку;
– обеспечение правового образования и воспитания посредством правового всеобуча.

Для нашей страны это так же значимо, как для многих других государств. В условиях строительства новой казахстанской государственности нам важно понимать, что суверенный Казахстан имеет собственный код успешности, потенциал и ценности, которые следует активизировать в борьбе с коррупцией, устраняя ее причину. Важны в антикоррупционном воспитании и качество законодательства, и формы право применения, и соблюдение договорных обязательств, и судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Сочетание знания морально-правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в жизни общества. Уровень антикоррупционного сознания, а стало быть, и антикоррупционной культуры зависит от степени осознания личностью и обществом дестабилизирующей силы коррупции. Задачей воспитания антикоррупционной культуры является утверждение нулевой терпимости к коррупции как гражданской позиции студенческой молодежи, выработка стойкого иммунитета.

Уполномоченный по этике РГУ «Департамента Комитета медицинского и фармацевтического МЗ РК по городу Алматы» Г.С. Байдавлетова.

 

Image