АЗРК и МЗ РК разработан проект плана по сбалансированному ценообразованию на лекарства
О предпринимаемых мерах, которые могут помочь снизить цены на лекарственные препараты и ускорить их появление на казахстанском фармацевтическом рынке сообщается на официальном интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции РК (далее – АЗРК). Так, в соответствии с информацией, представленной директором департамента финансовых рынков и иных отраслей АЗРК Мирой Туякбаевой, на данный момент в Казахстане регулируются цены на все лекарственные средства, это порядка 7 705 препаратов.
При формировании цены на лекарства учитываются такие составляющие, как цена производителя, таможенные расходы (на ввозимые препараты), транспортные расходы, расходы на оценку безопасности качества, маркетинговые расходы. Помимо этого, по регрессивной шкале к зарегистрированной предельной цене производителя прибавляется наценка - 10-21% для оптовой и 10-55% для розничной реализации. Однако сама процедура формирования предельных цен остается забюрократизированной и не прозрачной, как для государственных органов, так и для бизнеса. Это связано с наличием факторов, позволяющих поставщикам завысить цены при их регистрации, так как невозможно перепроверить расходы при регистрации цены, которые подает заявитель: нет расчетов по маркетинговым, транспортным, таможенным расходам и прочее.
«Данные экспертной организации, которые предоставляет заявитель не перепроверяются. Просто есть ответственность за предоставление достоверной информации. В связи с этим мы предлагаем оцифровать процесс и интегрировать с уже имеющимися информационными системами КГД и таможни. В результате по некоторым лекарственным препаратам мы сможем устранить необоснованное завышение цен, что может снизить стоимость для потребителя», – пояснила Мира Туякбаева.
Для бизнеса процесс регистрации лекарств является долгим, сложным и бюрократичным. Он занимает от трех до пяти лет для того, чтобы завести в Казахстан новый препарат. Причиной является то, что сроки рассмотрения не оговорены или нарушаются. Также имеются случаи, когда после согласования всех этапов, препарат все равно не допускается на рынок.
С другой стороны, представителями бизнеса поднимаются вопросы по срокам утверждения предельных цен, их некорректного формирования, затяжному периоду первичной регистрации цен на новые препараты. В АЗРК на систематической основе поступают жалобы от субъектов предпринимательства на бюрократические барьеры со стороны экспертной организации РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Так, имеют место случаи нарушения сроков оказания услуг при рассмотрении документов, невыполнения референтного ценообразования и перепроверки цен референтных стран, получения информации по референтным ценам от заявителя, расчета курсовой разницы с ошибками, сравнения данных с инвойсами и ценами франко-заводов. Утверждение приказов по предельным ценам постоянно происходит с опозданием на несколько месяцев.
«Все это замедляет процесс выхода препаратов на рынок и увеличивает затраты. К примеру, сейчас в аптечной сети отсутствует корвалол из-за недавних срывов поставок с Украины, а в это время отечественный товаропроизводитель, имея регистрацию на руках не может поставить на рынок этот препарат, из-за отсутствия утвержденной предельной цены. По этой же причине местные исполнительные органы с начала года не могут провести конкурсные процедуры по закупу бесплатных лекарств на уже выделенные средства местного бюджета», – пояснила Мира Туякбаева.
В связи с этим АЗРК предложило оцифровать регистрацию, перевести в формат государственной услуги методом «Единого окна» с оптимизацией всех бизнес-процессов ввода на рынок лекарственных средств. Тогда бизнес сможет отслеживать процедуру регистрации, формирования цен. Сроки будут регламентированы и четко соблюдаться.
В связи с этим, по словам спикера, АЗРК совместно с Министерством здравоохранения разработало проект Комплексного плана по реализации совместных мероприятий по вопросам сбалансированного ценообразования лекарственных средств.
В рамках данного плана, в том числе, предусмотрены мероприятия по пересмотру нормативных правовых актов, а также такие мероприятия, как: внедрение цифрового мониторинга, интегрирование информационных систем Министерства здравоохранения и Министерства финансов (в целях отслеживания цен закупа и ввоза лекарственных средств в Казахстан, получения информации о стоимости и объемах реализации лекарственных средств), совершенствование Налогового кодекса (в части детализации отражения в чеках полного наименования лекарственного средства, включая форму, дозировку и иную информацию), пересмотр подходов ценообразования, сокращения сроков регистрации/перерегистрация лекарственных средств и др.
Однако, в настоящее время комплексный план не утвержден. По словам Миры Туякбаевой, он уже год согласовывается с Министерством здравоохранения.
Затронув тему государственного регулирования цен, спикер отметила, что с января 2023 года планируется начать дерегулирование цен на лекарственные средства.
В январе 2022 года внесены необходимые для либерализации рынка изменения в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», в части порядка формирования и утверждения проекта перечня лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации. С препаратов, которые не войдут в перечень, постепенно будет сниматься государственное регулирование.
«На первоначальном этапе предусмотрено дерегулирование цен на безрецептурные лекарственные средства с конкурентным окружением более трех торговых наименований и производителей. Они находятся в свободной продаже. Второй этап – рецептурные препараты в розничной реализации. Третий этап – рецептурные препараты в оптовой реализации. В конечном итоге обязательное регулирование цен на лекарственные препараты останется только в рамках гарантированной медицинской помощи и социального страхования», – уточнила Мира Туякбаева.
Она привела в пример отмену регулирования цен на медицинские маски, где за счет конкуренции и достаточного объема производства продукция на данный момент стоит 15-40 тенге за штуку.
«Ожидается, что дерегулирование цен на лекарственные препараты откроет доступ на рынок Казахстана многим аналогам, что будет способствовать развитию конкуренции и положительно отразится на ценообразовании. В то же время первый этап вывода препаратов из-под госрегулирования станет определяющим для принятия решений по остальным препаратам. Реализация последующих двух этапов будет проводиться только в случае успешности первого этапа. Если после отмены регулирования будут факты резкого повышения цен, мы оставляем за собой право реагирования, у нас есть для этого инструменты», – заявила она.
Справка
Агентство по защите и развитию конкуренции РК, вошло в систему ценообразования на лекарственные средства в качестве сорегулятора в конце 2020 года в связи с ажиотажем на фоне пандемии COVID-19.
За короткий срок Агентством были приняты оперативные антимонопольные меры с применением меры, в первую очередь с использованием инструментов «мягкого права» (уведомление, антимонопольный комплаенс, заключение соглашений). В результате этих мер были снижены цены на медицинские маски более чем в 3 раза, на ПЦР тесты – в 2 раза – до 6,5-9 тыс. тенге.
В том числе в «Правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства», утвержденных Министерством здравоохранения был введен особый порядок формирования предельных цен на лекарственные препараты, используемые для лечения коронавирусной инфекции. Было достигнуто согласие в части уменьшения оптовых наценок в размере 10%, сокращена необоснованная наценка на данные лекарственные препараты в виде маркетинговых расходов с 50 до 30%, снижена наценка в оптовой реализации с 10-21% до 5-10,5%, в розничной реализации с 55% до 20%. В целом, благодаря принятым поправкам, удалось снизить цены на антиковидные препараты на 30-40% (порядка 370 препаратов).
Фармацевтическое обозрение Казахстана.