Как регулируется интернет-продажа лекарств в ЕС?
Европейская комиссия с начала 2015 года ввела обязательное лицензирование интернет-аптек и специальный логотип, наличие которого на сайте гарантирует потребителям легальность торговли лекарств и их безопасность.
В последнее время европейцы все чаще покупают лекарства через Интернет. Однако как показывают исследования, данный канал является основным для сбыта фальсифицированной продукции, которая может оказаться неэффективной, вредной или даже смертельной. Проведенная в 2012 году Интерполом операция «Пангея» показала, что деятельность большинства интернет-аптек была незаконной. В результате операции из обращения было изъято лекарств на сумму более 10,5 млн $ и закрыто более 18 000 веб-сайтов.
Для решения данной проблемы Еврокомиссией внесены изменения в Директиву 2001/83/ЕС о своде законов Сообщества в отношении лекарственных средств для человека по предотвращению поступления в легальные торговые сети фальсифицированных лекарственных средств.
В соответствии с положениями Директивы, интернет-аптеки, имеющие лицензию на реализацию лекарственных средств и легально осуществляющие их дистанционную продажу, зарегистрированы и отмечены специальным логотипом. На логотипе размещен уникальный регистрационный номер каждой конкретной интернет-аптеки. Регистр таких аптек размещен на сайте национального регуляторного органа, выйти на который можно автоматически, кликнув на логотип, расположенный на сайте интернет-аптеки. Так потребители могут убедиться, что они приобретают препарат на официальном сайте аптеки, имеющей лицензию на реализацию лекарственных средств, и, тем самым, оградить себя от покупки фальсификатов.
Еврокомиссией было разработано несколько вариантов логотипа для интернет-аптек. Их дизайн, размер и расположение на странице были вынесены на общественное обсуждение. В результате был выбран логотип, на котором изображен зеленый крест с регистрационным номером (рисунок). Рядом с ним размещена информация текстом, объясняющая необходимость проверки присутствия интернет-аптеки в регистре регуляторного органа. Ведь разместить логотип на своем сайте могут и мошенники.
К примеру, утвержденный логотип размещен на сайте одной из интернет-аптек Великобритании (http://www.doctorfox.co.uk/). Кликнув на него, вы автоматически перейдете на сайт Генерального Фармацевтического совета (GPhC), который является независимым регуляторным органом в сфере фармацевтической в Великобритании (pharmacyregulation.org). Здесь вы увидите запись из регистра, в которой указаны название предприятия, юридический и интернет-адрес, а также регистрационный номер (таблица).
Таблица
Информация об интернет-аптеки, размещенная на сайте Генерального Фармацевтического совета Великобритании, свидетельствующая, что данное предприятие действует легально
Trading name |
Owner's name |
Current address |
Subject to notices or conditions? |
Internet Pharmacy Logo displayed |
GPhC registration numberi |
The Park Road Pharmacy Ltd. |
The Park Road Pharmacy Ltd. |
405 Great Western Road, GLASGOW, Lanarkshire, G4 9HY, UK |
1042367 |
В конце июня правительством ЕС на территории Европейского Союза был утвержден регламент торговли медикаментами в режиме online. Веб-страницы, которые получат лицензию Евросоюза на эту деятельность, будут помечены логотипом. Таким образом, с января 2015 года в странах Европейского союза безрецептурные лекарственные средства можно будет приобрести через Интернет без риска «нарваться» на подделку.
Европейский комиссар по здравоохранению Тонио Борг отметил: «Потребители должны быть уверены, что покупают лекарства у юридически действующих интернет-поставщиков лекарств, они рискуют покупать лекарства. Комиссия утвердила единый логотип для интернет-аптек, чтобы обеспечить потребителям безопасность».
Как выглядит логотип?
Логотип должен быть размещен на главной странице интернет-аптеки. На месте пустого прямоугольника с левой стороны должен быть изображен флаг страны ЕС, в которой открыта интернет-аптека, а текст, расположенный рядом с ним - переведен на ее государственный язык. Текст: «Кликните, чтобы проверить этот сайт?» объясняет пациентам возможность проверки правомочности использования логотипа, так как сам по себе логотип может быть без проблем размещен на сайте и мошенники могут использовать его без соответствующего разрешения. Кроме того, каждая аптека, участвующая в этом проекте, получит свой собственный интернет-код, который должен быть «вшит» в логотип фармацевтического предприятия и отражаться на его веб-странице.
Потребителю следует проверить наличие логотипа на сайте и нажать на него. При этом он будет перенаправлен на страницу сайта национального регулирующего органа, на которой имеется реестр всех лицензированных официальных дистрибьюторов лекарств и интернет-аптек. По интернет-коду нужно всего лишь убедиться в том, что аптека находится в данном списке и затем спокойно продолжить покупку. Если аптека отсутствует в списке, покупать лекарства на данном сайте не следует. В этом случае необходимо выбрать любую законно действующую интернет-аптеку на веб-сайте вашего национального регулирующего органа и в ней совершить покупку.
Данное положение вступит в силу в течение ближайших четырех-шести недель. Для государств-членов ЕС определен переходный период – 1 год – для подготовки к его введению. Европейская комиссия окажет национальным органам поддержку в подготовке и реализации национальных просветительских кампаний, которые помогут донести до сведения каждого жителя правила покупки лекарств через интернет.
По материалам пресс-релиза Европейской комиссии, февраль 2013 года
К публикации подготовила Ольга Баимбетова