Новости Казахстана

АЗРК опубликованы результаты анализа состояния конкуренции на фармрынке

АЗРК опубликованы результаты анализа состояния конкуренции на фармрынке

Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликованы итоговые результаты анализа состояния конкуренции на рынке реализации лекарственных средств на территории Республики Казахстан за 2019, 2020 и 2021 годы.

Целью проведения анализа является определение уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Границами товарного рынка по реализации лекарственных средств определены границы городов областного значения.

По сведениям, приведенным в анализе, в целом, на рынке производства ЛС функционирует 22 субъекта, на рынке оптовой реализации - 149 субъектов, на рынке розничной реализации - 1108 субъектов

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее - БНС), в течение анализируемого периода в стране наблюдалась положительная динамика производства фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов. Прирост объема производства в 2021 году, в сравнении с 2019 годом, составил 118,7% - с 92 441 570 до 202 195 169 тыс. тенге.

Основные объемы произведены в следующих регионах республики:

- в 2019 году в Алматинской области (32,5%), г. Алматы (21,6%), г. Шымкент (34,5%),

- в 2020 году в Алматинской области (24,2%), г. Алматы (21,0%), г. Шымкент (37,4%),

- в 2021 году в Алматинской области (17,1%), г. Алматы (10,2%), г. Шымкент (25,4%), Карагандинская область (39,6%).

Объем оптовой реализации фармацевтической продукции в 2021 году, в сравнении с 2019 годом, увеличился на 73% - с 848 519 042 до 1 469 221 166 тыс. тенге. Также наблюдается ежегодное увеличение объемов реализации за период с 2019 по 2021 годы на 154% или с 85 819 295 до 217 975 737 тыс. тенге.

Объем розничной реализации лекарственных средств составил в 2019 году - 267 615 340 тысяч тенге, в 2020 году - 318 894 996 тысяч тенге, в 2021 году - 308 788 151 тысяч тенге. При этом объем розничной реализации в 2021 году, в сравнении с 2020 годом, снизился на 3,2% - с 267 615 340 до 308 788 151 тыс. тенге (таблица).

Таблица

Импорт, экспорт и производство лекарственных в РК

Период

год

Импорт

Производство

Реализация

Экспорт

оптовая

розничная

тонн

тыс. $ 

тыс. тенге

тыс. тенге

тыс. тенге

тыс. тенге

тонн

тыс. $

тыс. тенге

2019

26 451

861 038

329 665 619

92 441 570

848 519 042

267 615 340

13 049

54 106

20 715 411

2020

30 094

1 169 995

483 629 299

141 861 151

1 107 466 164

318 894 996

12 457

53 858

22 262 660

2021

21 594

1 093 839

466 008 059

202 195 169

1 469 221 166

308 788 151

14 422

60 975

25 977 264

Прирост, %

в 2020 к 2019

13,8

35,9

46,7

53,5

30,5

19,2

-4,5

-0,5

7,5

в 2021 к 2019

-18,4

27,0

41,4

118,7

73,2

15,4

10,5

12,7

25,4

в 2021 к 2020

-28,2

-6,5

-3,6

42,5

32,7

-3,2

15,8

13,2

16,7

По результатам проведенного анализа, выявлен барьер вывода препаратов на фармацевтический рынок страны. Кроме того, имеются экономические и административные барьеры, которые выражаются в:

  • необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на аренду или приобретение помещения, расходных материалов, лекарственных средств в объеме, способном обеспечить осуществление оптовой и розничной реализации, а также выполнение всех лицензионных требований к помещению, оборудованию.
  • нехватке квалифицированных кадров: фармацевтов, программистов, установление предельных цен, новые требования по ЭСФ и СНТ (отсутствует компьютерная грамотность у большинства работников);
  • барьерах входа и функционирования на рынке усложняется со стороны законодательства, частыми изменениями и принимаемыми ретроспективно, что влечет нагрузку на бизнес.

Согласно оценке состояния конкурентной среды, оптовый сегмент фармацевтического рынка характеризуется как:

- высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанайская, Павлодарская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Северо-Казахстанская области и в городе Астана.

- умеренноконцентрированный в Восточно-Казахстанской области.

Туркестан, Акмолинская, Кызылординская, Алматы, Шымкент, Жамбыл – рынок оптовой реализации ЛС не анализировался.

Розничный рынок характеризуется как:

- высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанай, Шымкент, Жамбыл, Павлодар, ЗКО, Актобе, Атырау, Мангистау, Алматинская,

- умеренноконцентрированный в Астана, ВКО, Туркестан, Акмолинская, СКО, Алматы

- низкоконцентрированный в Карагандинской области (2020 и 2021 годы).

В целях развития конкуренции рекомендуется:

- сократить сроки согласования проектов КНФ и Правил ҚР ДСМ-247, составить единый перечень.

- вывести из-под государственного регулирования цены на все ЛС безрецептурного отпуска;

- автоматизировать процесс формирования цен (с целью исключения человеческого фактора, и ускорения регистрации во все списки), реферировать при наличии более 3 производителей;

- предусмотреть ответственность и отзыв регистрационного удостоверения, за регистрацию предельных цен для оптовой и розничной реализации, для производителей и поставщиков, создающих антиконкурентные условия, а именно при регистрации низких цен без дальнейшего осуществления поставок;

- сохранить национальные процедуры регистрации на период нестабильной геополитической ситуации по примерам Российской Федерации и Республики Беларусь;

- определить регламент сроков заседания формулярной комиссии;

- провести цифровизацию процесса подачи заявок и дальнейшего объединения в единый формулярный перечень (вместо 8 существующих на сегодняшний день, в которые нужно попасть).

- осуществлять мониторинг ценового поведения (МЗ совместно с АЗРК);

- создать базу данных лекарственных средств (единый классификатор/маркировка) и платформу «Парсинг» цен Франко-Заводов, дистрибьюторов, розницы.

Напомним, что результаты анализа предопределяют разработку комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции в различных отраслях экономики. Согласно Концепции защиты и развития конкуренции до 2026 года анализ состояния конкуренции, проведенный антимонопольным органом, является основой для принятия министерствами отраслевых дорожных карт по развитию конкуренции.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИТОГОВЫМ АНАЛИЗОМ.