Депутаты Сената Парламента РК призвали упростить процесс внедрения технологий радиотерапии рака

13 февраля 2025 года в стенах Сената Парламента РК озвучен запрос, в котором депутаты обратили внимание на длительность и сложность разрешительных и согласовательных процедур для внедрения в клиническую практику технологий современной радиотерапии злокачественных новообразований.
В настоящее время в мире созданы прорывные технологии в здравоохранении, такие как нанотехнологии, лучевая диагностика, генная инженерия, ядерная медицина и другие. Безусловно, в Казахстане эти инновации реализуются. Однако оперативный трансфер новых технологий затруднён в связи с тем, что недостаточно применяются упрощённые разрешительные процедуры. Нет чёткой регламентации сроков прохождения заявки на применение новых методов. Дублируются экспертные заключения из различных государственных органов, и даже при положительном заключении о внедрении технологии сроки внесения в протокол диагностики и лечения, в перечень услуг и расчёт тарифов занимает продолжительное время - от трёх до пяти лет, а иногда и больше.
В депутатском запросе отмечается, что сама регистрация радиофармпрепаратов занимает длительное время. Так, регистрация радиофармпрепарата «Йод-131», который производит Институт ядерной физики в Алматы для проведения радиотерапии заболеваний щитовидной железы, заняла 8 лет - с 2013 по 2021 год, хотя данный метод для лечения рака щитовидной железы радиоактивным йодом впервые был применён ещё в 1943 году. Сейчас проходит длительную регистрацию технология ПЭТ-диагностики с галлием и С-метионином, с самарием-153 для лечения костных метастазов, лютецием для лечения рака предстательной железы. Эти технологии уже много лет применяются за рубежом, поэтому нецелесообразно проходить такую длинную цепь их согласования и экспертиз. В связи с этим пациентов, нуждающихся в этих методах, пока приходится отправлять за рубеж. Таким образом, получается, что бюрократия не успевает за медициной.
Учитывая вышеизложенное, депутаты считают, что Министерству здравоохранения, Министерству энергетики, Министерству юстиции и другим заинтересованным уполномоченным органам необходимо рассмотреть возможность оптимизации сроков оценки технологий здравоохранения и в целом упростить разрешительные процедуры для внедрения медицинских инноваций. Также следует рассмотреть возможность оптимизации количества ведомственных консультативно-совещательных органов, участвующих при согласовании новых технологий. Оперативное решение данных вопросов будет способствовать дальнейшему динамичному развитию медицинской отрасли.