События

В рамках нового Национального плана Казахстан будет развивать фарминдустрию

Указом Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611 утвержден Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года. План включает 17 направлений развития, сгруппированных в 4 блока на основе общности запланированных результатов и механизмов реализации. Одно из них направлено на обеспечение высокого качества жизни казахстанцев и частью этого направления является здравоохранение. Данная сфера представляет особенный интерес для читательской аудитории нашего издания. Поэтому мы публикуем этот раздел в полном объеме.

Итак, раздел «Здравоохранение» Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года начинается с описания текущей ситуации. При этом подчеркивается слабое развитие фармацевтической отрасли, неэффективность системы финансирования здравоохранения, износ и устаревание медицинской инфраструктуры, дефицит кадров и другие проблемы.

«За последние 5 лет в Казахстане ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,9 года и коэффициент младенческой смертности снизился на 3%. Однако общие показатели смертности все еще выше среднего уровня стран ОЭСР на 19% за счет сравнительно высокой смертности по болезням системы кровообращения, нервной системы, органов дыхания и пищеварения.

Слабое развитие имеет фармацевтическая отрасль: в 2023 году доля лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства на локальном фармацевтическом рынке составила всего 14,4%, а доля казахстанской отечественной продукции в быстрорастущих объемах закупа лекарственных средств - всего 32%.

В рейтинге стран по уровню медицинского обслуживания Numbeo в 2024 году Казахстан занял 60-е место из 94 стран, поднявшись с 2020 года на 26 строчек. Самая низкая оценка в 2024 году отмечена по таким компонентам, как удовлетворенность оперативностью (ожиданием) и удовлетворенность квалификацией и компетентностью медицинского персонала.

Неэффективность системы финансирования здравоохранения

За годы внедрения обязательного социального медицинского страхования (далее - ОСМС) финансирование здравоохранения в Казахстане выросло почти в разы, и по итогам 2023 года текущие расходы здравоохранения (за вычетом капитальных расходов) составили 4,4 трлн тенге, или 3,7% от ВВП. Однако эти показатели в 2,5 раза ниже среднего показателя в странах ОЭСР (9,2%).

Несмотря на значительное увеличение объемов финансирования, система здравоохранения продолжает испытывать определенные трудности, что сказывается на качестве и доступности медицинской помощи.

Так, одной из основных причин недофинансирования системы здравоохранения являются низкие тарифы на медицинские услуги, которые не покрывают некоторые виды расходов и не индексируются на инфляцию, что ограничивает привлечение частных поставщиков услуг, обновление инфраструктуры, повышение качества и доступности медицинских услуг. В результате медицинские организации ежегодно сталкиваются с острым дефицитом финансовых средств.

Другой проблемой является непрозрачное и неэффективное расходование выделяемых средств медицинскими организациями, коррупционные риски в виде хищений и приписок.

В целом, доля «карманных» расходов граждан в общей структуре расходов на здравоохранение в 2023 году составила 26,6% (2022 г. -29,6%, 2021 г. -23,9%, 2020 г. - 26,3%), что выше уровня 15 - 20%, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Износ и устаревание медицинской инфраструктуры

В среднем по стране уровень износа объектов здравоохранения составляет 49,3%, при этом капитальный ремонт необходим порядка 40% объектов всей инфраструктуры здравоохранения. Более 35% объектов по стране нетиповые (приспособленные), что, в свою очередь, не позволяет развивать новые технологии, обеспечивать надлежащие условия для пациентов и (или) персонала. Износ оборудования в среднем составляет 66,3% (из них медицинского - 49,1%, лабораторного - 83,5%).

Дефицит кадров

В 2023 году обеспеченность врачебными кадрами в Казахстане (40,6) превысила средний показатель стран ОЭСР, который составил 33 врача на 10 тыс. населения. Однако имеются значительные дисбалансы в разрезе «город-село» (разница в 3-7 раз) и между регионами (разница в 1,7 раза от среднего). Сохраняется высокая потребность в количестве среднего медицинского персонала. По итогам 2023 года потребность во врачебных кадрах на селе (дефицит по незанятым должностям) составила 1,12 тыс. штатных единиц.

Недостаточный уровень цифровизации сферы здравоохранения

Сегодня система здравоохранения использует множество разрозненных информационных систем без должной интеграции. В результате отмечаются непрозрачность процессов оказания медицинской помощи и неэффективное использование ресурсов.

Отсутствие должной цифровизации, негативно отражающееся на эффективности контроля и управления финансовыми потоками, и адекватности планирования объемов, включая дорогостоящие лекарственные средства, приводит к перепотреблению определенных видов помощи и перерасходу средств системы обязательного социального медицинского страхования», - говорится в Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года.

Далее в документе устанавливаются приоритеты развития казахстанского здравоохранения до 2029 года:

- Ключевыми целями данного направления являются повышение общего уровня здоровья населения и доведение средней продолжительности жизни до 77 лет. Развитие сферы здравоохранения до 2029 года будет направлено на предотвращение заболеваемости и снижение смертности, совершенствование системы ОСМС, повышение ее привлекательности, а также качества и доступности медицинской помощи. 

Приоритет 1. Усиление профилактики неинфекционных заболеваний и снижение смертности среди населения

Усилия в данном направлении будут нацелены на предотвращение неинфекционных заболеваний и снижение смертности по ключевым факторам риска, совершенствование медицинской помощи, принятие комплексных мер по снижению материнской и младенческой смертности, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, биобезопасности населения и развитие отечественного фармацевтического производства.

Предотвращение заболеваний. Основой профилактической медицины станут повышение грамотности населения в практиках здорового образа жизни, укрепление репродуктивного и ментального здоровья, профилактика поведенческих факторов риска, вакцинация, профилактический осмотр и скрининг целевой группы населения. Формирование таких основ среди молодежи начнется на уровне образовательных организаций и продолжится молодежными центрами здоровья.

Также будут рассмотрены различные экономические стимулы для выбора здорового образа жизни, приняты меры по расширению охвата детей и подростков физической культурой.

С целью снижения инвалидизации детей расширится комплекс диагностических процедур по выявлению генетических патологий как на ранних сроках беременности, так и в неонатальном периоде. Будут созданы условия, снижающие риски утраты трудоспособности гражданами, работающими в опасных условиях труда.

Принятие комплексных мер по снижению материнской и младенческой смертности. Для снижения материнской смертности будет реализован ряд системных мер: усиление мониторинга ранней постановки на учет беременных, оказание мультидисциплинарной специализированной медицинской помощи беременным и родильницам с тяжелыми заболеваниями, развитие консультативно-диагностических центров на базе ведущих перинатальных центров, расширение коечного фонда родильных отделений, внедрение и распространение современных методов контрацепции, обеспечение доступа к безопасным абортам.

Кроме того, будет усилена профилактическая работа, включающая пропаганду здорового образа жизни, контроль и профилактику инфекций, передающихся половым путем, предгравидарную подготовку и оздоровление женщин фертильного возраста, развитие среди населения культуры планирования семьи и использования современных средств контрацепции.

Для снижения уровня младенческой смертности планируется усовершенствовать систему пренатальной диагностики, расширить применение современных эффективных перинатальных технологий.

Также будет продолжена реализация мер по профилактике невынашивания и осложнений беременности и родов, улучшению инфраструктуры и материально-технической базы организаций родовспоможения путем строительства современных перинатальных центров, дооснащения существующих центров современным медицинским оборудованием, а также обеспечения кадрами.

Повышение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения будут приняты меры по цифровизации соответствующей службы, укреплению кадров, внедрению системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования. Кроме того, предусмотрено дальнейшее развитие лабораторной службы путем строительства и модернизации ее материально-технической базы.

Развитие отечественного фармацевтического производства. В целях развития отечественного производства лекарственных средств и повышения их доступности будут приняты меры по расширению сотрудничества с глобальными фармацевтическими корпорациями, привлечению инвестиций, трансферта технологий и новейших разработок, а также локализации производства лекарственных средств. 

Приоритет 2. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

Работа в данном направлении будет направлена на повышение качества и доступности системы ОСМС, что отразится на снижении доли карманных расходов в структуре расходов на здравоохранение.

Актуализация тарифов. Планируется провести работу по актуализации тарифов, в том числе с учетом ежегодной индексации, покрытия амортизационных расходов, а также затрат на текущий ремонт. Данная мера также окажет положительное влияние на финансовую устойчивость медицинских организаций.

Повышение качества и доступности системы ОСМС и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП). В целях повышения качества и доступности медицинских услуг будут приняты комплексные меры по повышению эффективности системы организации, планирования медицинской помощи в рамках ОСМС.

Прежде всего, это повышение финансовой устойчивости системы ОСМС путем совершенствования фондирования, выстраивания правильных процессов для минимизации коррупционных рисков и неэффективных расходов, повышения эффективности администрирования пакетов ГОБМП и ОСМС, а также автоматизации процесса управления.

В целях стимулирования поставщиков медицинских услуг к повышению качества предоставления услуг, безопасности пациентов и эффективности лечения будут также рассмотрены варианты совершенствования механизмов оплаты услуг.

Увеличение охвата населения ОСМС. Для увеличения охвата населения системой ОСМС будут внедрены и усовершенствованы условия вовлечения самозанятых, а также обеспечено межсекторальное взаимодействие. 

Приоритет 3. Повышение качества медицинского обслуживания

Ключевым результатом в данном направлении станет повышение уровня удовлетворенности населения медицинскими услугами.

Основной задачей определено повышение качества медицинского обслуживания с помощью цифровых технологий, эффективности работы поставщиков медицинских услуг и квалификации медицинских кадров.

Подготовка и повышение квалификации медицинских кадров. Для повышения качества медицинской помощи запланированы организация подготовки специализированных кадров на основе интегрированной образовательной модели, создание условий для непрерывного профессионального развития, а также повышение статуса медицинских и фармацевтических работников.

Кроме того, усилия будут сосредоточены на развитии медицинских университетов, как центров инноваций, научных исследований и передачи современных методик в области диагностики и лечения. Медицинские университеты страны должны проходить международные аккредитации. Важным шагом также является создание университетских больниц и клиник при медицинских вузах и их развитие. С целью удержания лучшего профессорско- преподавательского состава в вузах, научно-исследовательских институтах (далее - НИИ) и научных центрах будет обеспечено повышение их заработной платы.

Цифровизации процессов. Качественная интеграция информационных систем в сфере здравоохранения и формирование национального электронного паспорта здоровья граждан в целях консолидации полученной из разных источников медицинской информации, а также применение в первичной медико- санитарной помощи (далее - ПМСП) программ искусственного интеллекта (далее - ИИ) обеспечат простоту работы с историей пациентов, повышение качества и скорости оказания медицинских услуг. В целях снижения нагрузки на объекты системы здравоохранения будет расширяться охват дистанционными медицинскими услугами.

В рамках цифровой трансформации предлагается реализовать переход на новую верхнеуровневую архитектуру электронного здравоохранения «e-Densaulyq», которая обеспечит полноценный обмен данными между организациями здравоохранения посредством интеграции с медицинскими информационными системами. 

Приоритет 4. Повышение доступности медицинских услуг

Работа в данном направлении будет включать повышение доступности медицинских услуг и увеличение охвата сельского населения объектами ПМСП, а также строительство и модернизацию медицинской инфраструктуры.

Снижение дефицита медицинских работников. В целях обеспечения медицинскими кадрами предусмотрены разработка и внедрение подходов по эффективному прогнозированию потребности в кадровых ресурсах и их обеспечению, а также разработка национальной системы учета кадровых ресурсов здравоохранения. Для привлечения медицинских работников в села будут применяться финансовые и нефинансовые стимулы: программы обязательной отработки для выпускников медицинских институтов, увеличение количества грантов на обучение с условием длительной отработки, повышение финансовой привлекательности и другие.

Обеспечение равного доступа к качественной медицинской помощи. Для сокращения дисбаланса между городским и сельским здравоохранением в соответствии с нормативами сети здравоохранения в сельских населенных пунктах будут построены объекты ПМСП, оснащенные современным оборудованием. Доступ к высокотехнологичному оборудованию диагностики и медицинским услугам планируется обеспечить через модернизацию многопрофильных центральных районных больниц.

Население отдаленной и труднодоступной сельской местности будет охвачено качественными медицинскими услугами и обеспечено лекарственными средствами через услуги медицинской авиации, передвижных медицинских комплексов и аптечных пунктов.

Строительство и модернизация медицинской инфраструктуры. Необходимо создание эффективной системы планирования, мониторинга и контроля за объектами инфраструктуры здравоохранения. В частности, будут приняты меры по снижению степени износа объектов инфраструктуры, медицинского оборудования, повышению уровня оснащенности медицинским и лабораторным оборудованием медицинских объектов, в том числе посредством вовлечения бизнеса в реализацию инвестиционных проектов, включая механизм государственно-частного партнерства.

Источник: Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года.