Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

Здравоохранение и аптеки Японии

Япония - страна высокоразвитой экономики. Она занимает третье место в мире по номинальному ВВП и по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Страна является четвертым в мире экспортером и занимает шестое месте по импорту. Высокий уровень жизни обеспечивает ей почетное десятое место по индексу развития человеческого потенциала. В Япониипроживает около 128 млн человек. Эта страна держит первенство по показателю ожидаемой продолжительности жизни (в 2009 году он составил 82 года). При неуклонно снижающемся коэффициенте рождаемости, в возрастной структуре населения увеличивается количество пожилых людей, а вместе с ним растут и общие расходы на медицину. И пока страна успешно преодолевает эту проблему и не намерена менять свою политику в данной сфере. Однако, по мнению специалистов, на фоне сокращающейся доли лиц трудоспособного возраста со временем  оплачивать постоянно растущие затраты на здравоохранение и выплату пенсий будет все сложнее. К 2020 году стоимость новых медицинских технологий и старение населения повысят затраты на здравоохранение примерно на 75%, несмотря на установленный строгий контроль за расходованием средств на медицинское обслуживание.

Система здравоохранения в Японии - одна из самых развитых в мире. В настоящее время расходы на здравоохранение в Япониисоставляют 8,1% ВВП. Ориентация на профилактику и реабилитацию позволила существенно снизить расходы на здравоохранение и повысить его качество. Система здравоохранения основана на полном охвате населения медицинским страхованием, обеспечиваемым государством и работодателями частного сектора.

В Японии действуют две основные системы медицинского страхования, которыми охвачено подавляющее большинство населения. Первая - национальная система страхования здоровья, - охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Вторая - система страхования лиц наемного труда. Она охватывает всех наемных работников и их иждивенцев и является крупнейшей в Японии. Спектр услуг, охватываемых обязательным медицинским страхованием, включает стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, стоматологическую помощь, отпускаемые по рецепту лекарства, долгосрочный уход, и протезирование. Удивительно, но государством также оплачивается покупка очков, контактных линз и лекарственные растительные препараты. Никаких ограничений по выбору врача и больницы страхование не предусматривает. Также в стране существует система дополнительного частного страхования, но она не пользуется большим спросом. На его долю приходится не более 1% совокупных расходов на здравоохранение в стране.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия стали происходить радикальные изменения в стиле семьи японцев. Стало сокращаться число членов в семье, увеличилось количество работающих женщин, появилось много одиноких пожилых людей. По этой причине, пожилые пациенты стараются дольше задерживаться в больницах, даже если острый период болезни успешно купирован. В стране отмечается недостаток специальных учреждений, осуществляющих социальную госпитализацию, где гражданам предоставлялся исключительно требуемый уход.

В начале 2000-х годов систему медицинского страхования по уходу за пожилыми гражданами оформили законодательно. Личные взносы самих участников в ее фондах достаточно большие, но основное финансирование осуществляется из бюджетов местных органов власти.Одна из сильных сторон японской системы здравоохранения - возможность самостоятельно выбрать лечащего врача и быстро попасть на прием. Однако, данное обстоятельство стало серьезным препятствием для обеспечения должного контроля качества медицинского обслуживания и его стоимости, которых в стране фактически не осуществляется. Рост платежей для системы медицинского обслуживания престарелых существенно подорвал финансовое благополучие страховых компаний, в результате чего все общества медицинского страхования имели задолженность.

Среди причин смерти лидируют злокачественные новообразования, болезни сердца и сосудов головного мозга, пневмония, несчастные случаи или стихийные бедствия. Более 80% больниц Японии, и примерно 95% офисов врачей клинической практики, являются частными. Однако из-за того, что все тарифы на оплату их услуг устанавливаются властями, для пациентов никакой разницы между частной и государственной медициной не существует. Японские больницы испытывают трудности с госпитализацией больных, нуждающихся в экстренной помощи или находящихся в серьезном состоянии, в связи с огромным потоком пациентов, нуждающихся в более тривиальном лечении.

Компенсация больницам и клиникам производится по принципу сдельной оплаты (гонорар за каждую оказанную услугу). Тарифы одинаковы для лечения в стационарах и амбулаториях. Пребывание в стационаре обходится дорого. Страховое возмещение составляет 70%. Дороги и лекарства, которые порой выписываются необоснованно и потребляются в довольно больших количествах.Япония занимает первое место в мире по использованию антибиотиков. Поскольку больницы при том же уровне компенсации должны финансировать как зарплату персонала, так и расходы на основные фонды, главная тенденция заключается в возможно раннем переводе пациентов на амбулаторное долечивание.

Поскольку правительство навязывает больницам единообразные схемы компенсации за услуги, ценовой конкуренции в стране не существует. Вместо этого больницы пытаются привлечь пациентов, закупая самое современное оборудование. Подобная ситуация, естественно, выгодна пациентам, но одновременно она порождает очереди желающих пройти лечение в наиболее оснащенных больницах и «черный рынок» с платежами врачам «из рук в руки».

Каждый японецпосещает врача в среднем 15 раз в год - это один из самых высоких показателей в мире. Пожилые пациенты при посещении поликлиник в случае обострения одного заболевания стремятся посетить и других специалистов, даже если в этом нет необходимости, тем более что каждый прием у врача оплачивается по страховке. В соответствии с принятыми нормативами, врач тратит на прием одного больного 6 мин в амбулаторных и 4 мин в больничных условиях (в США на консультацию больного у врача полагается 20 мин). В результате перегружается персонал поликлиник, ухудшается качество медицинского обслуживания, неоправданно растут медицинские расходы. В обиход вошла фраза, красноречиво характеризующая обстановку на приеме у врача: «Три часа ожидания, три минуты на прием». Результатом, естественно, становятся до отказа заполненные приемные в клиниках и больницах. Здесь всех принимают радушно, и среди таких посетителей есть «постоянные клиенты». Порой пожилые люди приходят в больницу, чтобы повидаться с друзьями, и приемная превращается в нечто вроде «светского салона». Многое было сделано местными властями для обслуживания пожилых граждан, например, в ряде городов для них организовали клиники «дневного пребывания». Однако проблема остается довольно плохо решаемой.

Правительство поощряет развитие медицинского туризма и привлечение иностранных пациентов в лучшие клиники Японии, в первую очередь из Китая, России, Австралии. Несмотря на то, что стоимость медицинских услуг в японских клиниках выше, чем в других азиатских странах, она, однако намного ниже, чем в США, и компенсируется их высоким качеством на уровне мировых стандартов и «восточноазиатским» сервисом.

Япония очень динамичная страна. Движение на улицах, как в муравейнике, никогда не останавливается. Здесь каждый клочок земли на вес золота. Поэтому аптеки очень маленькие по площади, а стоимость аренды очень высокая. Как в таких условиях работают фармацевты? Прежде всего, они гордятся своими аптеками. По их мнению, европейцы могут поучиться у японских предпринимателей дисциплине и планированию бизнес-целей и задач в мельчайших деталях.

По официальным данным, в 2007 году в Японии насчитывалось 60 тысяч аптек, в которых работало 120 000 фармацевтов. В 2005 году было отпущено лекарств по более, чем 700 млн рецептам. Аптеки в Японии, чаще всего, расположены возле клиник, больниц или офисов врачей. Найти их не просто. Традиционный зеленый крест здесь означает не аптеку, а стройку. Все аптеки в Японии можно разделить на два типа. В первых (яккеку) продаются только рецептурные лекарственные средства. Во вторых (кусури) - только безрецептурные, и эти аптеки больше похожи на супермаркеты. Большинство из них не имеют дверей (для облегчения входа и увеличения внутреннего пространства), а закрываются с помощью жалюзи, опускаемых вниз. В кусури можно найти витамины, БАД, энергетики, а также препараты, снимающие симптомы какого-либо не очень тяжелого заболевания (насморк, кашель, изжога и т.д.) Прилавки с товарами нередко выдвигаются на тротуары.

В рецептурной аптеке фармацевт обязательно объяснит пациенту, как надо принимать препарат. Здесь же можно купить маленький буклет, в котором ведется персональный учет всех назначений врача. В дальнейшем этот буклет можно будет показать врачам и фармацевтам, чтобы они знали, какие препараты назначались пациенту в прошлом. Приобретая лекарства в яккеку, японцы, как правило, оплачивают только 30% их стоимости, а остальные 70% покрываются медицинской страховкой. Рецептурные аптеки каждого района в ночное время и в выходные дни работают по очереди.

Соплатежи для рецептурных препаратов, входящих в систему страхования, изменяются в зависимости от количества лекарств, выписанных пациенту. Кроме того, размер возмещения уменьшается в случае превышения установленного количества выписанных лекарственных средств. В 1990 году этот предел составлял 10 препаратов, а в 1996 - в целях снижения полипрагмазии, он сократился до 8.

Правительством утверждается перечень ОТС-препаратов, которые могут продаваться только в аптеках кусури, и не доступны в магазинах или супермаркетах. Некоторые лекарства, относящиеся в большинстве стран мира к безрецептурным препаратам, такие как Аспирин, в Японии без рецепта купить невозможно. Реклама безрецептурных продуктов разрешена, а отпускаемые по рецепту лекарства рекламироваться не могут. При покупке лекарственного препарата фармацевт обязательно прилагает к нему буклет или подробную напечатанную инструкцию, содержащую информацию о заболевании и правилах его использования.

В 2009 году, вопреки рекомендациям Японской ассоциации фармацевтов (JPA), Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения разрешило продажу 371 безрецептурного препарата вне аптек, т.е. в общей торговой сети. По этому поводу фармацевты до сих пор продолжают выражать протесты, считая подобное положение угрозой для здоровья общества. Они проводят информационную кампанию, направленную ​​на повышение осведомленности пациентов о том, что неправильное использование лекарств может быть опасным, и нужно покупать их только в аптеках.

Деятельность фармацевта в японской аптеке не прекращается ни на минуту, у него не бывает возможности даже присесть. Из-за непрерывных разговоров с посетителями возникает сухость в горле, и поэтому они часто пьют воду из пластиковых стаканчиков. Помещения аптек пустеют только после окончания их работы. Исследования показывают, что пациенты пользуются услугами фармацевта очень часто, а основными критериями выбора аптеки является ее близость, вежливое обслуживание и компетентность персонала.

Некоторые аптеки в Японии имеют особый, семейный статус. Идея семейной аптеки в Японии является относительно новой, она появилась в JPA и была одобрена Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения. Это идеальное решение для большинства посетителей, так как они получают при этом «собственного» фармацевта, который знаком с их проблемами, болезнями и медицинской историей, а также с семейным врачом. Каждому из них здесь уделяют больше внимания и заботы. Заботясь о сохранении такой формы деятельности, государство оказывает семейным аптекам финансовую поддержку. Однако для того, чтобы получить аккредитацию, необходимо иметь специальное образование, квалифицированный персонал, а также соответствующее помещение и рабочее место. Главным образом, трудность аккредитации аптеки как семейной связана с получением разрешения на строительство дополнительных помещений, а это во многих регионах практически невозможно.

Система здравоохранения страны нуждается в непрерывной модификации, потому что японское общество постоянно меняется. Как и в Европе, здесь происходит увеличение числа пожилых людей, а количество родившихся уменьшается. Для исключения ошибок и более эффективного ухода за пожилыми людьми, делается сильный акцент на тесном сотрудничестве семейных врачей, фармацевтов и стоматологов. Каждый из них имеет полный доступ к медицинской документации пациентов. В принципе, фармацевт имеет все сведения, касающиеся здоровья пациента и членов его семьи, и должен быть готов предоставить фармацевтическую консультацию в любое время. Законодатели хотят, чтобы пациент имел возможность войти в контакт с фармацевтом, который взаимодействует с семейным врачом. Развитие отношений, основанных на доверии, занимает много времени, поэтому, по мнению JPA, фармацевты, которые хотят специализироваться в уходе за пожилыми людьми, должны обслуживать меньшее количество пациентов, чтобы обеспечить им надлежащее качество сервиса.

Большую часть основного помещения аптек занимает зал с рядами стульев, где пациенты ожидают своей очереди или отпуска лекарственных средств. Ведь провизорам нужно время, чтобы напечатать листовки с информацией о лекарственном препарате с рекомендациями по его использованию, а также ввести новую информацию в базу данных пациента. Здесь посетители могут найти газеты, информационные бюллетени и листовки с информацией о болезнях цивилизации, а также бесплатные путеводители для пожилых людей, беременных женщин и людей, пострадавших от длительного стресса. Многие посетители аптеки надевают защитную маску, которую можно купить в любом киоске. Их ношение - это проявление вежливости и заботы об окружающих для предотвращения передачи инфекций верхних дыхательных путей. Некоторые люди используют маски также в качестве защиты от загрязненного воздуха.

В Японии трудно найти на полках европейские продукты. Приоритет отдается отечественным товарам. Это одна из немногих стран, где такие компании, как «Coca-Cola» имеют проблемы с присутствием на рынке.

Фармацевт - единственная профессия в Японии, связанная с медициной, в которой доминируют женщины. Согласно отчету Японской ассоциации фармацевтов в 2008 году доля женщин среди фармацевтов составляла 65%, в то время как среди врачей она была равна 17%, а среди стоматологов - 19%.

Ольга Исмагилова.

НАШ КАНАЛ В TELEGRAM

Image