Согласно данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer» компании «Proxima Research International», количество аптек в Республике Казахстан продолжает ежегодно увеличиваться и, по состоянию на август 2023 г., их общее число составило 8 392 аптеки, что на 8% больше, чем в 2022 г., а в сравнении с 2015 г., - на 70% (!). 2/3 торговых точек принадлежат сетям и 1/3 аптек индивидуальные.
На развитие фармацевтического рынка во многом влияет экономическая ситуация в стране, поскольку от этого зависит благосостояние граждан и возможности государства финансировать систему здравоохранения. Экономика Казахстана продолжает развиваться, по предварительным данным Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан объем произведенного Валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-сентябрь 2023 г. Составил 75 252 222,1 млн тенге. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, реальный ВВП увеличился на 4,7%. В долларовом эквиваленте ВВП составил 166 160 млн долларов США. Инфляция в Республике Казахстан в сентябре 2023 г. за год замедлилась и составила 11,8%, в то время как в августе 2023 г. она составляла 13,1%. Уровень инфляции продолжает снижаться, и в ноябре 2023 г. Он составил 9,8%. Также стоит отметить снижение уровня безработицы и рост заработной платы в III кв. 2023 г. Так, среднее значение месячной заработной платы по Республике Казахстан выросло, по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., на 16,9% и составило 350 542 тенге. В то же время национальная валюта в последние месяцы ослабевает по отношению к доллару и в сентябре ее курс составил 467,9 тенге за 1 доллар США. Однако он ниже, чем в сентябре 2022 г., когда 1 доллар США стоил 475,6 тенге. Все эти показатели влияют на развитие фармрынка. В этой публикации представлены ключевые показатели фармрынка Республики Казахстан. При подготовке материла использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer» компании «Proxima Research International».
В прошлой статье мы уже подробно разбирали методы оценки продаж как инструмент регулярной оценки эффективности работы медицинских представителей (МП). Оценка эффективности является важным аспектом управления персоналом и мониторинга бизнес-процессов, направленных на обеспечение взаимодействия между фармацевтическими компаниями и медицинским персоналом, в том числе и с фармацевтами. В новой статье хотим рассмотреть, какие именно ключевые показатели эффективности (далее KPI) используются в оценке результатов работы полевой службы и обсудить каждый показатель.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, уровень заболеваемости острыми инфекциями верхних дыхательных путей за январь-сентябрь 2023 года в Казахстане составил 14 581,23 на 100 тыс. населения, что намного превышает показатель 2022 года - 7 646,59 на 100 тыс. населения. При этом в разрезе регионов наибольший показатель в январе-сентябре текущего года зафиксирован в г. Астана (51 653,31 на 100 тыс. населения) и ЗКО - 28 652,9 на 100 тыс. населения.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, в I квартале 2023 года объем оказанных услуг организациями здравоохранения и социальных услуг Республики Казахстан составил 719156,4 млн тенге, из которых 77,7% за счет бюджета, 15,2% - за счет средств, полученных от населения, 7,1% - за счет средств предприятий.
Согласно сведениям, сформированным по выданным лицензиям на фармацевтическую деятельность и уведомлениям о начале деятельности в сфере обращения медицинских изделий, по состоянию на первый квартал 2023 года, в Республике Казахстан насчитывалось 15 649 объектов в сфере производства, оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий.
Медицинские представители играют важную роль в обеспечении взаимодействия между фармацевтическими компаниями и медицинским персоналом, в том числе и с фармацевтами. Они предоставляют достоверную научную информацию о продуктах и услугах компаний, обеспечивают обратную связь с медицинским сообществом, помогают в образовательных и маркетинговых инициативах. Следовательно, систематическая оценка эффективности работы медицинских представителей является важным аспектом управления персоналом и мониторинга бизнес-процессов. Такие инструменты на казахстанском рынке предоставляет международная аналитическая компания PROXIMA RESEARCH.
Объем производства основных фармацевтических продуктов и препаратов в РК по итогам января-июля 2023 года составил 86,7 млрд тг, против 90,7 млрд тг аналогичного периода годом ранее. Годовое сокращение в стоимостном выражении — на 4,4%. Индекс промышленного производства составил 97,8%.
На фармацевтическом рынке постоянно идет жесткая конкурентная борьба. Компании борются за внимание специалистов здравоохранения, представляя им информацию о новых брендах и напоминая о «старых». В свою очередь, врачи и фармацевты ретранслируют эти сведения пациентам, что помогает максимально эффективно и безопасно использовать лекарства и способствует увеличению объемов продаж. В распоряжении фармкомпаний имеется целый арсенал инструментов для привлечения внимания специалистов здравоохранения. Кроме того, компании активно инвестируют в рекламу, направленную непосредственно на конечного потребителя. В данной публикации представлены ключевые показатели промоактивности, рекламы и назначений/рекомендаций специалистов здравоохранения фармкомпаний по итогам I полугодия 2023 г. При подготовке материала использованы данные PromoTest Kazakhstan и RxTest Kazakhstan.
Обзор подготовлен по данным международной аналитической компании PROXIMA RESEARCH INTERNATIONAL
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК (далее - БНС), за январь-июнь 2023 года в Казахстане произведено лекарств на 72,7 млрд тг, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда объем производства составлял 73,3 млрд тг.
Согласно данным международной аналитической компании PROXIMA RESEARCH INTERNATIONAL, за первые 5 месяцев 2023 г. стоимостной объем фармацевтического рынка Казахстана, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, увеличился на 8,7% в локальной валюте и на 8,4% в долларовом эквиваленте (рис. 1). В натуральном выражении, то есть по количеству реализованных упаковок лекарств, он уменьшился на 1,8%.